Новая экономическая реальность изменила модели потребления: в любом сегменте на первое место выходят комфорт и качество. В особенности это касается жилья. Одну из ключевых ролей в процессе обеспечения безопасности эксперты и потребители отводят цифровизации. В связи с этим, по мнению специалистов, и устройства умного дома становятся всё популярнее.
По данным ВЦИОМ на май 2023 года, 28% россиян применяют умные девайсы с разной периодичностью. Основными пользователями являются молодые люди 25–34 лет с высшим образованием. 37% имеют хорошее материальное положение, 42% проживают в Москве или Петербурге. По данным мобильных операторов на сентябрь 2023 года, количество подключённых IoT-устройств в России превысило 80 млн. Аналитики агентства TelecomDaily подсчитали, что объём рынка умного дома в прошлом году увеличился почти на 19%, до $1,7 млн.
Цифра в реальности
Сегодня некоторые управляющие компании пытаются самостоятельно настроить интеллектуальные системы, причём потенциал у этой ниши, по мнению экспертов, широк. Другое дело, что навыки программирования у специалистов УК пока ограничены. Поэтому важно, чтобы разработкой проектов занимались эксперты, погружённые как в IT, так и в особенности сферы недвижимости. Однако совершенно ясно, что без цифровых технологий в ЖКХ нет движения вперёд, к тому же собственники жилья готовы платить за технологии умного дома, особенно когда речь идёт о системах безопасности.
Петербургские технологические компании всё активнее разрабатывают проекты в этом направлении. Например, "Комфортел" вывел на рынок интеллектуальную сеть умных устройств для улучшения взаимодействия между жильцами, управляющей компанией и службой безопасности. Она позволяет связать все устройства и управлять ими с помощью приложения на смартфоне. Функционал широк: от умных счётчиков и автоматической оплаты ЖКХ до управления точками прохода. Подобные решения, по мнению экспертов, полезны в случаях форс-мажоров, например, если кто-то поцарапал припаркованный во дворе автомобиль: система с помощью видеофиксации поможет быстрее вычислить виновника.
Читайте также:
Банки
Банкиры спрогнозировали замедления динамики бизнеса
Потребность в защите
Комфорт в новых ЖК позволяют обеспечить цифровые пропуска. Например, гостевой — строит маршрут исходя из сложности объекта: посетителю не только предоставляется доступ к точкам контроля, но и показывается план прохода со всеми поворотами.
Руководитель отдела R&D "Комфортел" Александр Васильев указывает на основные преимущества цифровизации в сфере ЖКХ: "В первую очередь ― повышение безопасности. Цифровые пропуска проще отследить, передать, а при необходимости ― отобрать у гостя, сотрудника или наёмного работника. Распознавание госзнаков позволит отследить, когда тот или иной автомобиль заезжал или покидал территорию. А доступ к камерам со смартфона упростит получение видеозаписи в экстренных ситуациях. Одновременно с распространением технологий возрастает потребность в законодательном регулировании обращения с персональными данными. Особенно это касается идентификации персон. При этом сокращение преступности благодаря камерам в ЖК — показатель, что индустрия на правильном пути", ― говорит он.
Также эксперты указывают, что системы умного дома, являясь комплексной защитой, включённой в проект, мгновенно реагируют на последствия сбоев инженерного оборудования и подают сигнал в сервисную службу ― оперативная реакция способствует защите жизни людей и их собственности. По словам разработчиков, за счёт эффективного управления домом увеличивается рентабельность вложений в жилую недвижимость. В компании "Комфортел" считают, что следующим логичным шагом в развитии системы умного дома могут стать локальные маркетплейсы, где соседи будут обмениваться услугами и ресурсами.
Как отмечает Александр Васильев, умные технологии не только упрощают жизнь, но также становятся инструментам безопасности и благополучия. Именно поэтому, считают специалисты, рынок будет расти стремительными темпами.