Первый заместитель директора департамента денежно–кредитной политики Банка России Андрей Ганган 14 марта заявил, что инфляция замедлилась, но по–прежнему остаётся выше целевых показателей. "Что касается возможных максимумов годовой инфляции, то мы предполагаем, что они могут случиться во II квартале этого года", — сказал Ганган. В целом же, по его словам, текущие инфляционные тенденции соответствуют базовому прогнозу, который ЦБ заложил на этот год.
Что же хотел сказать чиновник? С одной стороны, инфляция замедлилась. С другой — её пик ещё впереди. С одной стороны, всё "соответствует базовому прогнозу". С другой — "выше целевых показателей". Всё это звучит довольно противоречиво.
Но вряд ли нужно сейчас искать в высказываниях руководителей ЦБ стройную логику. Руководство Банка России в ставших нечастыми публичных выступлениях витиевато, но всё–таки даёт понять, что снижения ключевой ставки не стоит ожидать ни на ближайшем заседании совета директоров 22 марта, ни на следующих — 26 апреля и 7 июня. Ну а потом закончится тот самый "пиковый" для динамики цен II квартал. Тогда, мол, и посмотрим.
Впрочем, не надо быть маститым экономистом, чтобы понять: дезинфляционных факторов в российской экономике как не было в конце прошлого года, так нет и в начале 2024–го. Нынешняя годовая инфляция (7,7% по итогам февраля) действительно выглядит уже относительно приемлемой. Но это результат эффекта низкой базы: в начале прошлого года потребительские цены почти не росли (разгон начался осенью). Значит, по большому счёту ничего позитивного не происходит.
Вообще руководству ЦБ следует отдать должное. Несмотря на всё усиливающееся политическое давление (больше всех в этом усердствуют лидеры "Справедливой России — За правду"), в Банке России продолжают гнуть свою линию: условия для смягчения денежно–кредитной политики ещё не сложились, внутренний спрос остаётся высоким, а это даёт соблазн бизнесу перекладывать рост издержек в цены.
Другое дело, что ситуация действительно необычная. При инфляции 7,7% на депозите можно заработать 15–16% годовых, а потребительский кредит взять аж под 25%. Уже даже и не вспомнить, когда подобный дисбаланс в российской экономике был таким огромным. Да ещё и так надолго.