Довольно бурная дискуссия разгорелась в последние дни вокруг порога беспошлинного ввоза товаров, купленных физическими лицами в иностранных интернет–магазинах. Напомним, на данный момент он составляет 1 тыс. евро. До марта 2022 года было 200 евро, что в целом всех устраивало. Но в условиях лавинообразного ввода всё новых и новых санкций Евразийская экономическая комиссия, выражающая интересы стран — участников ЕАЭС, решила увеличить норматив сразу в 5 раз. На тот момент мало кто представлял себе, как будет меняться внешний рынок в ближайшей перспективе. Так что потребителей, привыкших заказывать на AliExpress буквально всё, от безделушек до одежды и смартфонов, стремились поберечь от лишних потрясений.
Сперва планировалось, что решение будет действовать только до осени 2022–го, а к 2024 году порог снизится сразу до 20 евро. Но вместо этого следовала одна пролонгация за другой. И вот 1 апреля 2024 года комиссии предстоит в очередной раз решить — снижать или не снижать. К этой дате представители заинтересованных отраслей и ведомств разразились целой серией заявлений.
Как сообщают "Известия", Ассоциация компаний розничной торговли направила в адрес правительства письмо с просьбой вернуть порог 200 евро для защиты принципов честной конкуренции (кстати, российские ретейлеры просили о том же самом и ровно год назад). По данным издания, ассоциация предварительно заручилась поддержкой Миэкономразвития и Минфина, которым, видимо, симпатична идея пополнения бюджета за счёт пошлин. Самую категоричную позицию публично высказал врио главы Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, заявивший, что беспошлинный порог следует отменить вообще. Оппонентами выступают ФАС, Минпромторг и Минцифры, которые предлагают либо сохранить порог на нынешнем уровне, либо аккуратно опустить его до 500 евро. Представители крупнейших маркетплейсов просят оставить всё как есть, так как это стимулирует потребительскую активность.
Нельзя исключать, что порог могут снизить до прежних значений. Но отменить полностью — вряд ли. Скорее всего, это прекрасно понимают и представители российского ретейла. В конце концов им самим наверняка комфортнее будет конкурировать с легальными иностранными маркетплейсами, чем с новым поколением отечественных фарцовщиков и челноков. А если не получается конкурировать по ценам, может быть, стоит пытаться делать это по качеству.