Химико-биологическое объединение "Фирма ВИТА" — небольшое производство, расположившееся в промзоне Невского района. Здесь выпускают то, что помогает людям сохранять молодость, красоту и здоровье. Ассортимент продукции — от зубной пасты до БАДов. Кремы, сыворотки, лосьоны, шампуни, скрабы и много чего ещё.
Дверь проходной — та граница, которая отделяет привычную реальность от мира колбочек, реторт и реактивов. Открываем.
Две детали: опытный сотрудник может визуально определить, какая конкретно биомасса выращивается в питательной среде, хотя на взгляд неспециалиста они все одинаковые. Первую косметику руководитель предприятия производил вдвоём с напарницей, больше работников не было.
Пока — обычный офис. Аккуратные чистые коридоры, мало людей. Переодеваемся в "чистое" — бахилы, халат, шапочка. Вот теперь можно на следующий уровень, к порошкам и эмульсиям.
Смешать, но не взбалтывать
Лаборатория выглядит ровно так, как её представляешь: аккуратные ряды стеклянных сосудов на полках, оборудование блестит, аппарат у входа что-то методично смешивает, люди в белом следят за ходом экспериментов и записывают показатели. Строго говоря, это две лаборатории: одна физико-химическая, другая разрабатывает новые продукты.
Перемешивающий аппарат так и называется: "мешалка". В нём — опытный образец нового крема. Табло показывает скорость, с которой вращаются лопасти. 100 оборотов в минуту на маленьком лабораторном аппарате воспроизводят реальные условия производства. То же самое будет происходить с кремом, когда он пройдёт сертификацию в соответствии с техническим регламентом таможенного союза и проверку на соответствие ГОСТ, а это значит — несколько испытаний на безопасность, pH, остаточное содержание влаги, коллоидную термостабильность. Был бы крем моющим средством — его проверили бы и на пенообразующие способности, но он — просто крем, ему не надо пениться.
Миниатюрный гомогенизатор, как следует из названия, сделает продукт максимально однородным. С нами главный технолог компании Наталия Масленникова, она объясняет устройство машины и её важность для потребителя:
"У нас есть четырёхгребневые гомогенизаторы. Они состоят из двух роторов и двух статоров, в каждом из которых есть зубья. Они вращаются с очень большой скоростью относительно друг друга в разные стороны. Зазор между ними микроскопический. Чем мельче получаются частицы, тем лучше эмульсия. Она будет стабильнее, однороднее, у неё выше потребительские характеристики — её будет приятно наносить и она будет хорошо впитываться".
Принципиально новый продукт разрабатывается долго, несколько месяцев. Если надо просто обновить линейку и сделать что-то на основе уже существующего, допустим, крема — то это быстрее. Фирма работает в условиях сильной конкуренции, поэтому здесь всё время что-то в разработке.
Часть лаборатории — испытательная. То, что выглядит как большие весенние сосульки, на самом деле — прибор для определения температуры каплепадения. Незаменимая часть процесса производства косметики с большим содержанием жира, например бальзамов для губ. Итоговый продукт не должен стекать с губ, но при этом обязан сохранять способность таять от прикосновения к коже. Иначе как его намазать?
А знаете ли вы, как проверяют срок годности? На любой упаковке всего, что можно употребить внутрь или применить наружно, обязательно есть вот этот пункт: "годен до". Иногда это 2 недели, но бывает и 3 года. И что же, все 3 года кто-то внимательно наблюдает, не испортился ли крем? Строго говоря, да. Но это уже финальная часть. А вот на момент разработки используется специальная технология. Чтобы ускорить процесс, понадобится термостат и метод ускоренного старения. Да, чтобы люди выглядели моложе, некоторая часть косметики должна как можно быстрее состариться. Прямо как у классика в "Портрете Дориана Грея", только без негатива.
Наталия Масленникова объясняет суть метода простыми словами: "Все физико-химические процессы ускоряются в 2-4 раза при повышении температуры на 10-20 градусов. Метод общепринятый, использовался ещё в Советском Союзе для определения срока годности лекарственных препаратов. У нас это работает так: если мы в заданных условиях будем хранить образец в течение 2 месяцев и он выдержит, значит, в обычных условиях он будет годен в течение 2 лет".
А после этого образцы хранятся всё отмеренное в ходе температурного эксперимента время в арбитражных шкафах — проходят подтверждение. В конце срока годности их извлекают и проверяют, всё ли с ними так же хорошо, как и в начале.
Прошло уже около часа, а мы всё ещё в лабораториях. Передвигаемся не спеша: наши эксперты рассказывают об этой части производства предельно подробно. Для компании это очень важный момент: всё, что можно сертифицировать, проверить, аккредитовать, — подвергнуто проверке, аккредитации и сертификации. В частности, лаборатории аккредитованы Росаккредитацией.
"ВИТА" первая в России внедрила в производство косметики международные стандарты качества. Каждый год — аудит, подтверждающий соответствие этим стандартам. Раньше аудит проводили французы, сейчас — компания из Турции.
Микробиологическая лаборатория всё-таки оказалась последним пунктом в нашей экскурсии по местам испытаний и проверок. Здесь специалисты выясняют, всё ли чисто в продукции. Никаких бионелегалов — палочек, бактерий и прочего в лосьонах и БАДах быть не должно. Контроль проходит каждая партия.
Своё, натуральное
Косметика не сможет изменить генетические характеристики человека — грубо говоря, нос картошкой может превратить в аккуратную пуговку только хирург. И больше ресниц, чем на роду написано, ни у кого не вырастет. Но кожу можно увлажнить кремом, и она не будет шелушиться, а волосы перестанут торчать в разные стороны и начнут блестеть, если грамотно подобрать хорошие средства для ухода. То есть больших чудес ждать не надо, а вот маленьких — вполне. Главное — состав.
Покупая косметику, мы внимательно изучаем отзывы и читаем текст на коробочках. Правда, сложные химические термины на упаковке для большинства покупателей так и остаются просто красивыми словами. Но вот взгляд зацепился за что-то родное и знакомое — например, "экстракт чёрной икры", "масло ши" или "компоненты растительного происхождения". Это уже более понятно.
Поговорим про натуральные ингредиенты в косметике — не зря же маркетологи акцентируют на этом внимание потребителя.
Ключевой вопрос: откуда производители берут сырьё? Ведь наверняка большая его часть раньше завозилась из недружественных ныне стран. А этот канал теперь практически перекрыт. Удалось ли "Фирме ВИТА" решить проблему? Если коротко, то не без труда, но удалось. Во-первых, нашлись аналоги в странах дружественных. И это сырьё соответствует принятым стандартам качества. Образцы проверяют, и если всё так, как написано в документах, его закупают, а поставщика вносят в реестр.
Во-вторых — тут самое интересное! Часть натуральных ингредиентов фирма выращивает прямо здесь же, в многоэтажном производственном здании. Да-да, именно выращивает. Например, женьшень.
Женьшень из пробирки
Женьшень растёт в специальных колбочках и меньше всего похож на привычный нам извилистый корень. Больше — на разбухшие комочки желатина, но очень приблизительно. Они растут в стеклянных сосудах, ровными рядами стоящих на стеллажах в помещении, где поддерживается нужная температура и влажность. На склянках — наклейки с датами. Примерно через 30 дней комочки вырастут и пойдут в производство. Пока же они могут наслаждаться питательной средой и ни о чём не волноваться. Это так называемая каллусная масса, недифференцированные клетки, которые пока не знают, во что вырастут. Теоретически они могут стать любой частью растения. Ближайшая аналогия — стволовые клетки.
Главный технолог говорит, что такое сырьё лучше классического. С одной стороны, потому что дикорастущего женьшеня в принципе осталось не много и точно не хватит на всех желающих, с другой — на производство он может попасть только в сушёном виде. Извлекать полезные вещества из сухого корня физически сложнее, чем из свежей каллусной ткани. Активность лабораторного женьшеня, по словам сотрудников, в 10 раз выше, чем у его дикого предка. Попытка перевести абстрактную математику в наглядные образы — например, сколько корней женьшеня может заменить одна лабораторная склянка — не удалась: специалисты сказали, что оценивать по размерам некорректно.
"Каллусные ткани образуются во всех растениях, если они получают повреждения. Первая реакция растения для заживления раны. Это очень быстро размножающиеся клетки. И вот на основе этого механизма была создана технология выращивания каллусной ткани. Основоположником метода была наша отечественная учёная Раиса Бутенко. В Советском Союзе мы в этой области опережали весь мир!" — рассказывает директор фирмы кандидат технических наук Михаил Борц.
Полученный экстракт биотехнологичного женьшеня здесь используют и в БАДах, и в косметических линиях. Оставшийся после экстрагирования шрот, то есть клеточные стенки женьшеня, тоже не пропадёт: богатую церамидами субстанцию используют в скрабах.
По аналогичной технологии тут получают и другие "растения" для косметической продукции. А сотрудники этих "теплиц" могут различать содержимое абсолютно одинаковых на вид сосудов и утверждают, что даже если все поменять местами, они всё равно будут знать, где лопух, а где женьшень. Проверять не стали.
Для внутреннего употребления...
В небольшом цехе по производству БАДов ритмично шумит аппарат, штампующий блистеры с таблетками на основе исландского мха. Сосредоточенная сотрудница вручную запаковывает блистеры в коробочки вместе с инструкцией. Получается очень аккуратно. Ещё одна сотрудница скрупулёзно оценивает внешний вид таблеток, выбирая те, что не проштамповались должным образом. Каждую маленькую таблеточку!
Таблетировать могут не все предприятия. Сложность в том, чтобы сделать массу такой влажности и плотности, чтобы она держала форму, но при этом не превратилась в камень. Смеситель имеет V-образную форму, которая позволяет перемешать все ингредиенты максимально равномерно. При этом вращается сам корпус, а не что-то внутри.
...и частично внутреннего
Бесконечно можно смотреть на огонь, воду и как работает линия упаковки ополаскивателей полости рта. Ничуть не менее ритмично, чем предыдущая машина в соседнем цехе. Только эта — больше. Флаконы едут по ленте, а в это время аппарат запаивает им крышки в защитную плёнку с приятным "вжух".
Ополаскивателей здесь производят несколько видов: с экстрактами женьшеня, прополиса, различных трав. И даже с мумиё! Натуральный алтайский продукт отваривают и добавляют в бальзамы. Нет, мумиё здесь не выращивают, его закупают.
Зубную пасту, хотя она логично дополняет ряд ополаскивателей и бальзамов, производят в другом цехе, вместе с кремами, гелями, шампунями, лосьонами и прочей продукцией относительно большого объёма.
Аппарат для смешивания зубной пасты устроен дружественно по отношению к работникам: в него не надо ничего засыпать, на этапе загрузки он функционирует по принципу пылесоса. Это не мелочь! В пасте много сухих компонентов, и если насыпать их сверху, то часть неизбежно поднимется в воздух, а затем покроет всё вокруг тонким слоем. К концу дня может уже и не тонким. А ведь здесь люди, которым пришлось бы этим ещё и дышать.
Вообще цех, в котором делают всё вышеперечисленное, самый большой на предприятии. Но всё равно выглядит компактно. Небольшую площадь стремятся использовать максимально рационально. С 2009 года, когда компания только переехала в это здание, объёмы производства сильно выросли, появилось много нового оборудования, и этот процесс продолжается. Расширяться хочется, говорит Наталья Масленникова, но стены пока заставляют сдерживаться.
Бизнес с нуля
В кабинете директора — большой стеллаж, в котором хранятся практически все образцы когда-либо выпускаемой продукции. Фирма существует с 1991 года, за это время список наименований вырос примерно до 500 позиций. Михаил Борц вспоминает, как всё начиналось:
"Конец перестройки, я тогда работал в науке, её почти перестали финансировать, надо было выживать. И мы с напарницей — она была технолог — организовали фирму. Делали и косметику, и вообще всё что угодно. Народу было два человека, сами всё и производили. Ну, это сильно сказано — производили… единицы, десятки штук. Прямо на кухне, на плите. Потом арендовали один аппарат, взяли людей дополнительных. Потом массовое производство, потом ещё аппарат, потом арендовали цех, а потом начали строить. Вот это мы построили".
Сейчас ХБО "Фирма ВИТА" — поставщик косметики по всей России. Продукция петербургской компании отправляется во множество регионов страны, успешно замещая импортные аналоги. Особенно заметно это в сегменте средств по уходу за полостью рта. Аптечные бальзамы и зубные пасты "ВИТА" производит с 1998 года, и эти продукты хорошо известны и в городе, и в стране. Они пользовались популярностью и раньше, но в условиях ухода западных конкурентов стали гораздо заметнее на аптечных полках.
Компания — член Российской парфюмерно-косметической ассоциации, обладатель более 50 наград за победы в различных профессиональных конкурсах, дипломов Российской академии естественных наук, статуса лидера отрасли по итогам 2017-2019 и 2023 годов и национальных сертификатов "Лучшее предприятие отрасли" 2020 и 2022 годов. "ВИТА" помогает Центру помощи детям-инвалидам "Фортуна", Центру культурно-спортивной реабилитации СПб региональной организации Всероссийского общества слепых и отправляет гуманитарную помощь Донбассу.
А снаружи — скромное здание в промзоне Невского района и всего около 100 сотрудников. Тут, наверное, как лабораторным женьшенем, лучше оценивать по эффективности, а не по размерам.