Авиакомпания "Россия" намерена добиться запрета на продолжение рассмотрения спора с международным аэропортом "Рига" в иностранном суде. Такая информация размещена на сайте Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти.
При этом в карточке арбитражного дела самым первым указано другое требование: "Заявление АК "Россия" об отмене решения третейского суда".
Пока заявление не принято к производству: истец не направил в суд полный пакет необходимых документов. Арбитраж, к примеру, попросил предоставить документы, подтверждающие адрес места нахождения международного аэропорта "Рига", и другие идентифицирующие компанию сведения.
"В этом случае нужно ориентироваться на содержание определения об оставлении иска без движения, — говорит юрист Maxima Legal Кирилл Катков. — В картотеке дел формулировки шаблонные и, может быть, ещё не сделали шаблона под такого рода требования".
Из определения об оставлении иска без движения следует, что это дело — о наложении на аэропорт Риги запрета продолжать разбирательство по спору с участием "Аэрофлота" в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящемся за пределами территории РФ, уточняет юрист. "Возможно, отметка об отмене решения третейского суда связана с тем, что запрет касается разбирательства в иностранном третейском суде", — высказывает предположение Кирилл Катков.
Впрочем, уже 23 марта в картотеке арбитражных дел было зафиксировано поступление от АК "Россия" требуемых документов. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время суд разрешит вопрос о принятии заявления авиакомпании к рассмотрению.
"Деловой Петербург" направил запрос в АО "Авиакомпания "Россия".
Следует отметить, что сегодня в России сформировалась тенденция на подачу антиисковых заявлений отечественными предприятиями, ответчиками по которым, как правило, указываются иностранные компании.
К примеру, в феврале этого года по заявлению АО "Балтийский завод" Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти запретил машиностроительной компании Wärtsilä Oyj Abp (Финляндия) инициировать или продолжать разбирательство с АО "Балтийский завод" в Арбитражном институте Торговой палаты Финляндии. Сейчас Балтийский завод, попавший под санкции недружественных государств, ограничен в доступе к иностранному правосудию. Спор между компаниями возник из-за срыва поставок оборудования для линейки атомных ледоколов проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка", заключённых сторонами в 2020-2021 годах.
Дело в том, что в условиях договоров между отечественными и иностранными компаниями нередко фигурирует арбитражная оговорка. Говоря иначе, стороны сами определяют, какой именно суд должен будет рассматривать споры, вытекающие из заключённого договора.
Однако с введением санкций в отношении России отечественные предприниматели фактически лишились возможности защитить свои интересы в любых судах, кроме национальных. Правительство РФ скорректировало законодательство, дав российским промышленникам возможность отстаивать свои интересы в арбитражных судах страны.