Факторинг сегодня для многих является ежедневно применяемым инструментом. При этом некоторые связанные с ним вопросы вызывают сомнения у предпринимателей. Эксперты банковской сферы решили развенчать мифы, а также продемонстрировать преимущества данной финансовой услуги на примере лучших практик в рамках бизнес-завтрака.
В своём вступительном слове директор среднего бизнеса филиала Альфа-Банка в Санкт-Петербурге Кирилл Каптюгов отметил, что сама тема на данный момент находится на подъёме. Так, за 2023-й год объём факторинговых портфелей всех банков в стране вырос на 50%. И, как предположил управляющий директор дирекции факторинга Альфа-Банка Павел Шишов, в будущем эта цифра, скорее всего, будет только расти.
Директор среднего бизнеса филиала Альфа-Банка в Санкт-Петербурге Кирилл Каптюгов
Выгодное отличие
Павел Шишов отметил, что каждый видит свои преимущества в данном финансовом инструменте. Для одних — это быстрый и беззалоговый способ получения денежных средств, для других — защита от неплатежа дебиторов, для третьих — удобный способ расчёта с поставщиками, а для кого-то — возможность выхода на новые рынки.
Управляющий директор дирекции факторинга Альфа-Банка Павел Шишов
В свою очередь, начальник отдела продаж факторинга по среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина дополнила, что помимо всего вышеперечисленного факторинговые услуги не отражаются на балансе предприятия и не оказывают влияния на долговую нагрузку. Кроме того, вопреки распространённому мнению, данное финансовое решение обходится бизнесу не дороже кредита. Так, за управление дебиторской задолженностью банк взимает 1,46% годовых. При этом сама ставка может быть даже ниже, чем, например, по оборотному кредитованию.
Начальник отдела продаж факторинга по среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина
Чтобы наглядно проиллюстрировать преимущества факторинга, эксперт поделилась с собравшимися лучшими практиками. В одном из кейсов кредитующийся клиент банка испытывал необходимость в увеличении лимита финансирования, но результаты оценки его финансового состояния не позволяли одобрить подобную услугу. Специалисты банка увидели, что среди дебиторов клиента есть покупатели из перечня дебиторов с установленными индикативными лимитами, и предложили факторинг в лимите крупнейшего дебитора, что также позволило сэкономить на факторинговой комиссии.
Кроме того, из кейсов участники мероприятия узнали, что такой финансовый инструмент может быть интересен и для покупателей. Например, агентский факторинг позволяет рассчитываться с поставщиками без привязки к условиям контракта. Банк принимает на себя функцию расчёта с поставщиками, самозанятыми и бюджетными предприятиями по поручению клиента. При этом оплата производится как за уже поставленные товары или оказанные услуги, так и авансом, что позволяет получать скидки от поставщиков за раннюю оплату или увеличивать период отсрочки платежа.
Перспективный регион
Стоит отметить, что собравшиеся на мероприятии приняли самое активное участие в обсуждении особенностей факторинга, как альтернативного кредиту инструмента для развития собственного дела, продемонстрировав высокий уровень своей экспертности. По словам Юлии Чебыкиной это характерно для петербургской аудитории:
"Здесь многие знакомы с факторингом не понаслышке. Можно сказать, что в городе на Неве мы имеем дело с искушённой аудиторией, которую так просто не удивишь. Работать в данном случае гораздо сложнее, но и интереснее одновременно".
Также, по мнению Павла Шишова, петербургские предприниматели отличаются креативным подходом — многие кейсы, которые родились в Северной столице, были успешно тиражированы на другие регионы. Именно поэтому эксперты сошлись во мнении, что Петербург имеет большой потенциал для развития факторинга.
На фото: Бизнес-завтрак по факторингу, организованный Альфа-Банком, собрал много предпринимателей и экспертов своего дела
Практически любая сфера
Юлия Чебыкина также рассказала, что по роду своей деятельности работает с покупателями разного масштаба — от индивидуальных предпринимателей и микро-предприятий до крупнейших компаний страны. По её словам, установление лимита финансирования в большинстве случаев происходит с использованием продвинутого скоринга, когда банк принимает решение на основе минимального пакета документов, анализируя сделку в целом. Это нововведение позволило не только улучшить клиентское предложение, но и увеличить количество одобренных сделок, и тем самым нарастить факторинговый портфель. Слова Юлии Чебыкиной подкрепил цифрами Павел Шишов:
"Наша динамика роста опережает рынок на 25%. Также в два раза быстрее развивается и клиентская база. За год она выросла на 40%, и 1469 клиентов из многих сегментов бизнеса выбрали решения банка".
Сферы бизнеса, где сегодня применяется факторинг, действительно разнообразны. Но всё-таки оптовая торговля и производство являются основными направлениями, где данный вид финансового инструмента наиболее популярен. Подтверждением этому стали представленные кейсы, а также высказывания самих предпринимателей, собравшихся на мероприятии. Среди них были представители торговых предприятий, химической промышленности, IT-компаний, а также автодилеров.
К слову, последнее направление — одно из динамично развивающихся на рынке факторинга. Например, появившийся в сентябре прошлого года нишевый продукт от Альфа-Банка ориентирован на поддержку автопроизводителей, дистрибьюторов и автодилеров. Он позволяет всем игрокам сохранять и оптимально использовать оборотный капитал бизнеса. С помощью этого решения банк приобретает легковой или грузовой автомобиль для дилера, оплачивая 100% его стоимости производителю, при этом предоставляя компании-продавцу увеличенный и более комфортный период отсрочки для платежа за товар. Эксперты банка рассказали, что у них уже заключены соглашения с крупнейшими авто дистрибьюторами в России, среди которых больше всего представителей популярного китайского автопрома.
В то же время, как выяснилось в ходе бизнес-завтрака, бывают и такие случаи, когда наиболее удачным решением становится всё-таки кредит. По словам Кирилла Каптюгова, в первую очередь это касается бизнеса, который связан с маркетплейсами. Дело в том, что в контракте, по которому электронные торговые площадки берут товар на реализацию, не прописывается, когда они заплатят за поставку. Можно сказать, что это так называемые нефакторабельные контракты. В других сферах, как отметил эксперт, особых ограничений нет. Даже с девелоперами есть пространство для работы, особенно если речь идёт не о вертикально интегрированных холдингах. В любом случае, не стоит забывать, что к любой компании нужен свой подход и индивидуальные условия работы.