С 1 апреля с туристов в Петербурге начинают взимать курортный сбор — 100 рублей в сутки. Соответствующий закон вступил в силу с 1 октября 2023 года, однако до нынешнего момента ставка составляла 0 рублей.
Сейчас на территории ряда субъектов РФ проходит эксперимент по взиманию курортного сбора. К нему присоединилась и Северная столица.
По прогнозу городского комитета по туризму, в 2024 году общая сумма поступлений от курортного сбора составит порядка 300 млн рублей. Часть этих средств могут потратить на благоустройство пляжей "Дюны" и "Ласковый" в Курортном районе. Кроме того, рекомендовалось вложить деньги в реставрацию Московских триумфальных ворот, а также в создание фонтана в Линейном парке на намывной территории Василеостровского района.
Отложенный эффект
Как ранее писал "ДП", решение о дальнейшем применении курортного сбора будет приниматься на федеральном уровне после завершения экспериментального периода и с учётом его результатов.
Исчисление курортного сбора и его взимание должен осуществлять оператор (юрлица и ИП, оказывающие гостиничные услуги или услуги временного проживания). Перечисление сбора в бюджет города осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика в объекте размещения не позднее 5–го числа следующего месяца. По сути опция предполагает плату в бюджет, которая позволяет пользоваться инфраструктурой (парки, бульвары, пляжи и т. д.). Сумма взимается с совершеннолетних гостей за сутки пребывания в городе. Если поездка составила меньше суток, платить ничего не нужно. От уплаты сбора освобождена 21 категория граждан, на них приходится порядка 30–50% приезжающих в город туристов. Те, кто сбор не оплатят, получат штраф.
Курортный сбор в России применяется не повсеместно, многие регионы от него отказались. В Петербурге представители гостиничного бизнеса, мягко говоря, в замешательстве. Отельеры сталкиваются с рядом сложностей: работа с проблемными клиентами, документальное оформление сбора и взаимодействие с отказниками требуют дополнительных усилий и ресурсов. Особенно это актуально для хостелов и маленьких отелей, где сумма сбора составляет приличный процент от стоимости проживания.
"Критически сжатые сроки подготовки и неоднозначные моменты в процессе начисления и отчётности ставят перед разработчиками программных систем и PMS новые задачи. Необходимость адаптации систем к новым правилам оказывает дополнительное давление на отрасль", — отмечает директор Северо–Западного представительства компании — разработчика ПО для отельного бизнеса Libra–Hospitality Дарья Пуйто.
Остаются вопросы по взиманию курортного сбора в части возмещения затрат операторов на эквайринг. Непонятно, как быть с комиссией по внесению денежных средств на расчётный счет, отмечает генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва.
Ведутся и споры о возможности оплаты по безналу от юрлиц за командированных сотрудников или туристические группы. Бизнес надеется получить пояснения в скором времени. И всё же Киселёва считает меру преждевременной: отрасль ещё не до конца оправилась от пандемии, а теперь на неё ляжет нагрузка в виде дополнительных расчётов бухгалтерии, затрат на обработку средств в том или ином виде, не говоря уже, что у служб приёма и размещения гостей прибавится работы.
С точки зрения повышения привлекательности города тоже есть вопросы. "Париж посетили в 2023 году более 30 млн гостей, Петербург — 9 млн, притом что наш город обладает колоссальным культурным, историческим, архитектурным наследием. Но мы создали ограничения для молодёжи в части познания, введя дополнительную финансовую нагрузку", — обращает внимание Киселёва.
"Курортный сбор — не что–то новое. Но термин применим не ко всем регионам. Гости будут удивляться, как сочетаются такие понятия, как “Петербург” и “курорт”. Большинство средств размещения у нас — отели одна–три звезды и без звёзд, их выбирают туристы с ограниченным бюджетом. Нововведения могут их отпугнуть и, соответственно, снизить турпоток", — отмечает генеральный менеджер бутик–отеля Glinz by Ginza Project Виктория Борлюк.
Отельеры опираются на опыт других регионов, где опция уже действует, перестраивают операционные процессы в своём ПО, обучают гостиничный персонал — показывают, как необходимо информировать гостей и работать с ними, исходя из новых задач.
Вице–президент по операционной деятельности российского гостиничного оператора Cosmos Hotel Group Ольга Акимова рассказывает, что в компании выстраивают схему работы с групповыми заездами, потому что в Петербурге представлены отели с большим номерным фондом и каждому гостю необходимо предоставить отдельный чек на курортный сбор. При этом Акимова согласна, что нововведение способствует улучшению инфраструктуры той или иной географической локации, поэтому приветствует инициативу.