Голландский архитектор Рем Колхас может отказаться от авторства фондохранилища Эрмитажа в Старой Деревне. Об этом заявил в интервью "Ведомостям" директор музея Михаил Пиотровский.
"Сам проект вообще сделан Ремом Колхасом в своё время, но сейчас он сильно изменился по всяким причинам, поэтому не знаю, признает ли Рем своё авторство или нет. Посмотрим, как получится, тогда покажем", — сказал Пиотровский.
Музейщик отметил это, говоря о том, что сейчас достраивается самая эффектная часть фондохранилища — 13–этажное здание библиотеки в виде стеклянного куба на Школьной ул. Директор не пояснил, что имеет в виду под "сильными изменениями" и "всякими причинами".
В разрешении на строительство проектировщиком указано ОАО "Трансмашпроект". В целом история всего комплекса фондохранилища складывалась непросто (подрядчики менялись, техзадание корректировалось).
Можно заметить, что иностранным зодчим в Петербурге как будто не слишком везёт. Так, эпатажные проекты мировых звёзд архитектуры для второй сцены Мариинского театра остались на бумаге. Стадион на Крестовском острове не совсем похож на задумку японского архитектора Кисё Куросавы. На набережной реки Мойки, 102, не сложилось с проектом голландского архитектора Эрика ван Эгерата (от него и вовсе отказались).
Дело, по‑видимому, в том, что можно победить с концепцией на архитектурном конкурсе, но требуется ещё её воплотить. Создание больших зданий требует прохождения градсоветов, соблюдения нормативов, осуществления авторского надзора, при этом внутренний рынок давно поделён и "варягам" там не слишком рады.
Бывают разные истории, но, вероятно, не будет преувеличением сказать, что славу Петербурга составили не столько иностранные архитекторы, сколько русские архитекторы иностранного происхождения. Хотя Трезини и Растрелли родились за границей, умерли они в Петербурге.
Тем иностранцам, кто хочет добиться осуществления своих проектов "от и до", нужно либо так выстроить процессы, как никто раньше, либо укорениться на какое–то время в России.