Экс–глава "Транзас Навигатора" учредил компанию с похожим профилем и названием

Автор фото: citywalls.ru
Оба "Транзаса" зарегистрированы по адресу: 7–я линия Васильевского острова, 76а
Бывший гендиректор крупнейшего в Петербурге производителя морского навигационного оборудования ООО "Транзас Навигатор" Дмитрий Лагутин основал почти одноимённую компанию с таким же профилем деятельности. С владевшей "Транзас Навигатором" до ухода из России Wärtsilä Voyage Limited он не сработался. Эксперты считают, что самым перспективным в отрасли было бы создание производства судовых радиолокационных систем.

Разбрелись по комнатам

Дмитрий Лагутин учредил ООО "Транзас" 8 апреля. Компания зарегистрирована по тому же адресу, что и бывшая "дочка" Wärtsilä "Транзас Навигатор", которую он когда–то возглавлял, — в доме 76А на 7–й линии Васильевского острова. Адреса компаний различаются номерами комнат: "Транзас Навигатор" располагается в комнате № 9, а новый "Транзас" — в комнате № 15. В 28–й комнате прописано ООО "Навикс" — IT–компания, 90% долей которой принадлежат Дмитрию Лагутину, а возглавляет её владелец "Транзас Навигатора" Анатолий Пантелеев.
У обеих компаний указан одинаковый основной вид деятельности: "производство навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов, аппаратуры и инструментов", из чего можно сделать вывод, что они будут друг с другом конкурировать или, наоборот, участвовать в неких смежных проектах. В отличие от "Транзас Навигатора", имеющего символический уставный капитал 11 100 рублей, уставный капитал новой компании внушительный — 1 млн. При этом среднесписочная численность сотрудников "Транзас Навигатора" к 1 января 2024 года указана 102 человека, что характеризует компанию как довольно крупную. В новом "Транзасе" такие сведения не указаны, зато зафиксировано уведомление о переходе на упрощённую систему налогообложения.
До Дмитрия Лагутина во время подготовки статьи дозвониться не удалось, генеральный директор "Транзас Навигатора" Игорь Гапешко на предложение рассказать о совместных планах старого и нового "Транзасов" или об их возможной конкуренции не отреагировал.
После расставания с Wärtsilä "Транзас Навигатор" как будто исчез из публичного пространства. Отраслевой портал "ПортНьюс" опубликовал связанную с ним новость с тех пор лишь однажды — в прошлом июле компания пообещала вывести на рынок картографический сервис, который закроет потребности российских судовладельцев в получении и обновлении навигационных карт и пособий. Впрочем, 2023 год компания завершила с выручкой 1,4 млрд рублей, что примерно в 1,5 раза меньше аналогичного показателя 2022 года, но соответствует показателям 2021–го.

Неплохо подготовился

Дмитрий Лагутин возглавил "Транзас Навигатор" в феврале 2010 года. Компания принадлежала тогда московскому производителю беспилотников АО "Кронштадт", чьи акционеры не раскрываются. Летом 2014 года 90% "Транзас Навигатора" приобрела Wärtsilä Voyage Limited, ирландская "дочка" финляндского судостроительного концерна, ставшая в феврале 2016–го полноценной хозяйкой петербургской компании. В феврале 2015 года Дмитрий Лагутин покинул пост генерального директора "Транзас Навигатора", как говорят участники рынка, не сработавшись с иностранными хозяевами.
Незадолго до этого, в феврале 2014–го, он приобрёл 50% долей ООО "Суоранда Гольф–Клуб", второй участник которого — сын главы Администрации морских портов Балтийского моря Пётр Паринов. Несмотря на спортивное название, основным видом деятельности компании в СПАРК указана "подготовка строительной площадки".
В бизнес, связанный с морской навигацией, Дмитрий Лагутин вернулся в июне 2022 года, когда Wärtsilä покинула Россию, а её дочерние компании приобрели их топ–менеджеры. Дмитрию Лагутину, в частности, достались 52% "Транзас Навигатора", но в январе 2023–го он выкупил доли компании у партнёров и стал её единоличным владельцем. Всё выглядит так, будто это было предпродажной подготовкой — 9 месяцев спустя Дмитрий Лагутин продал компанию Анатолию Пантелееву, который до того занимался производством программного обеспечения для киберспорта.
К этому моменту Дмитрий Лагутин обзавёлся 90% незадолго до того созданного ООО "Навикс", которое предлагает ПО для судовых бортовых систем: программные модули наложения развёртки радара, управления базами данных и планирования маршрута, а также сервисы для отслеживания судов в реальном времени, обмена телеметрическими и служебными данными. Доли в "Навиксе" Дмитрию Лагутину продал Анатолий Пантелеев. Они фактически поменялись компаниями.
А ещё спустя несколько месяцев после возвращения в "Транзас Навигатор" Дмитрий Лагутин приобрёл ООО "Юниконт Дизайн", став таким образом владельцем и принадлежащего "Юниконту" на 85% ООО "НТИ" — производителя систем радиосвязи, навигации, автоматики, рыбопромыслового оборудования и судового освещения. Суммарная выручка контролируемых Дмитрием Лагутиным компаний за 2023 год составила 104 млн рублей. С таким багажом бизнесмен подошёл к созданию нового "Транзаса".

Начать лучше с локаторов

Опрошенные "ДП" эксперты считают, что создание производства судового навигационного оборудования в России будет наиболее востребованным.
Исполнительный директор ООО "Северное море" (производит катера и судовое оборудование) Ольга Одаренно полагает, что в судостроении наиболее востребованными были бы сегодня производства радиолокационных систем и приёмников ГЛОНАСС.
"Прежде всего нам не хватает серийного производства по–настоящему отечественных, а не собранных из китайских компонентов, навигационных радиолокационных систем. На втором месте по востребованности я бы назвала приёмники ГЛОНАСС / Gps / Baidoo, совмещённые с инерциальными навигационными системами. Очень не помешали бы лаги, эхолоты, компасы, авторулевые, электронные картографические системы. И всё это нужно с отечественной электронной компонентной базой, с чем у нас совсем сложно", — говорит руководитель "Северного моря".
По мнению генерального директора ООО "НПФ Маринэк" (участник рынка морской навигации) Сергея Милешина, сегодня в России наибольшим спросом пользуются два типа морского навигационного оборудования.
"Если бы мне предложили выбрать, производство какого оборудования для морской навигации создать, я прежде всего построил бы завод, который изготавливал бы морские и речные радиолокационные станции (они классифицируются в зависимости от валовой вместимости судна), и завод, который выпускал бы оборудование глобальной морской системы связи и безопасности. Такое оборудование необходимо на всех судах, а в России его выпускают явно недостаточно — после ухода европейских компаний пользуются в основном китайской продукцией. На мой взгляд, это следует импортозаместить в первую очередь", — говорит руководитель "НПФ Маринэк".
Досье:
ООО "Транзас" зарегистрировано в Петербурге в апреле 2024 года. 100% долей компании принадлежат Дмитрию Лагутину, он же занимает в ней пост генерального директора. "Транзас" зарегистрирован по тому же адресу, что и бывшая "дочка" финляндской Wärtsilä ООО "Транзас Навигатор" — разница лишь в номерах комнат. "Транзас Навигатор" Дмитрий Лагутин продал в октябре 2023 года.