После ужесточения Литвой контроля за ввозом российского зерна его импорт почти прекратился, зато транзит на другие рынки Евросоюза (ЕС) резко вырос.
Об этом пишет в среду, 24 апреля, BNS со ссылкой на данные государственной продовольственно-ветеринарной службы Литвы.
Глава ведомства Аудроне Микалаускене отметила, что импорт зерна из России и Белоруссии в Литву снизился на 95% после 18 марта, когда литовский власти ужесточили контроль за ввозом зерновых.
При этом транзит за последний месяц, с 18 марта по 16 апреля, вырос в 2 раза по сравнению со всем периодом с 1 января до 18 марта: зафиксировано 317 поставок зерна через Литву в Германию, Данию, Францию, Бельгию, Чехию и другие страны ЕС (против 184 партий с начала года).
Только на прошлой неделе через Клайпедский порт было перевезено 25 партий зерна, предназначенного для рынка Германии, говорится в публикации.
По данным Еврокомиссии, в прошлом году в ЕС из России и Белоруссии было импортировано 4,8 млн тонн зерна на сумму 1,5 млрд евро. Глава дирекции Клайпедского порта Альгис Латакас отмечал, что через порт в 2023 году прошло 112 тыс. тонн транзитного зерна из России, при этом его грузили на корабли, которые уходили и в Африку, и в Европу.
В прошлом году власти Литвы предложили использовать порт Клайпеды для вывоза украинского зерна, но главной проблемой оказалась его доставка к терминалам из-за разной колеи железных дорог в Польше, на Украине и в Литве.
Литва с 18 марта 2024 года ужесточила контроль за ввозом зерна из России, а также из стран "повышенного риска", в число которых включили Белоруссию, Абхазию и Приднестровье.
Такие меры литовские власти приняли вслед за Латвией, которая в конце февраля полностью запретила ввоз российского зерна. Транзит зерна через латвийские порты при этом сохранился.
Местный бизнес отмечал, что хорошо зарабатывают на этом, а полный запрет транзита российского зерна негативно скажется на грузообороте портов и железной дороги. С начала года ввоз зерна в Латвию из России вырос почти на 40%, а транзит — почти на 80%.