Малый бизнес в 2023 году показал нетипичный для последних лет рост. Причина не только в инфляции, констатируют эксперты. В сетях современных проблем, где застревают крупные рыбы, мелким удаётся просочиться.
По итогам 2023 года малые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов получили выручку 3,2 трлн рублей, что на 34% выше, чем в 2022–м (2,4 трлн рублей). Оборот в этой категории ранее не превышал 2,6 трлн рублей. Отдельно оборот розничной торговли в Петербурге за 2023 год, по данным Петростата, составил 2,4 трлн рублей (+10% год к году).
В комитете по промышленной политике, инновациям и торговле (КППиТ) в январе давали несколько иную оценку — 2,2 трлн рублей. Председатель комитета Кирилл Соловейчик связывал эту тенденцию с развитием новых форматов, в том числе продаж в интернете.
Вас вычислили
Как отмечают эксперты, роль малого и микробизнеса в экономике — работа в сегменте "конкурентной окраины", ориентированной на точечный и узкий высокоиндивидуализированный спрос, с которым невыгодно работать крупным и средним предприятиям. Тем не менее рекордные обороты на первый взгляд кажутся нереалистичными — прошлый год был непростым. Логичным объяснением кажется рост цен во всех категориях и сегментах. Однако сложно допустить, что наблюдаемая инфляция могла составить 34% (при официальной 7,42%).
По мнению профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елены Ткаченко, сказалась более быстрая реакция малого и микробизнеса на изменившиеся условия хозяйствования. Особенно если речь идёт о запчастях и комплектующих — через "неформальные" каналы договариваться с поставщиками проще. "У малого бизнеса сложились те же предпосылки, что и в прочие кризисы, но с одним ключевым различием — в лучшей видимости таких организаций. Мы не наблюдали подобного роста оборотов в прошлом, поскольку предприниматели “ныряли в тень” и там росли. Их успехи не учитывались при подготовке аналитики. Сегодня наличие массы льготных режимов делает более выгодной для бизнеса видимость", — подчёркивает эксперт.
В целом по России среди самых активно растущих категорий оказалась "Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков". Наиболее логичное объяснение этому — рост онлайн–канала. По данным Ассоциации компаний интернет–торговли, в 2023 году оборот электронной коммерции в России вырос на 28% по сравнению с 2022–м и достиг 6,4 трлн рублей. На Петербург пришлось 6,1% всех покупок через этот канал в стране.
Как рассказали в Ozon, по итогам 2023 года в Петербурге обороты продавцов выросли в 2,4 раза, а в Ленинградской области — в 3,2 раза относительно 2022–го. При этом темпы прироста оборота в Ленобласти опережают среднероссийские (в 2,5 раза).
Ремонт в цене
Малые и средние предприятия наращивают участие в государственных закупках. "По итогам 2023 года объём закупок крупнейших заказчиков у МСП составил около 8 трлн рублей, что выше показателя 2022 года на 13,5%, — напоминает председатель петербургского отделения “Деловой России” Дмитрий Панов. — Необходимо отметить и количественный рост субъектов — по данным Единого реестра МСП, за 2023 год динамика составила +7%".
Также в заметном плюсе в среднем по стране оказалась оптовая и розничная торговля разнообразной техникой (включая ремонт) — информационным и коммуникационным оборудованием, автотранспортными средствами и мотоциклами. А также техническое обслуживание автотранспортных средств.
"Многие люди, кто ранее предпочёл бы купить новый автомобиль, в связи с ростом цен не покупали новые машины, а чинили имеющиеся у них. Ремонт в любой кризисной ситуации чувствует себя неплохо, поскольку потребность в технике остаётся, а возможности её обновлять нет", — поясняет председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Владимир Меньшиков.
Председатель региональной Ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнёва обращает внимание, что за последние 1,5–2 года многие игроки на рынке автосервисных услуг ушли в теневой бизнес. Раньше многие из их сотрудников работали в крупных дилерских сервисах. В то же время в страну массово пришли китайские автопроизводители. "Многие просто не знают, как работать с такой техникой, и специалисты пошли работать на себя “в гараже”. Сегодня теневой рынок независимых автосервисов составляет где–то 50% от общего", — оценивает она. Так что реальный рост оборотов в этой категории может быть больше, чем показывает официальная статистика.
“
Последовательно принимаемые пакеты санкций уместно сравнить с рыболовными сетями. Первые пакеты образно можно сопоставить с сетью с крупной ячейкой, ориентированной на лов "крупной рыбы", последующие — на всё более мелкую. В автомобильной отрасли быстро останавливалось внутреннее производство, сворачивались официальные поставки через дилеров. На этом фоне малый бизнес активно искал и уже во второй половине 2022 года нашёл возможности обеспечить небольшой с точки зрения прежних, но заметный для своего сегмента объём поставок автомобилей мелкими партиями в рамках параллельного импорта. Это же касалось и автозапчастей, и прочих видов оборудования и компонентов. Эти компании, как мелкая рыбёшка, свободно проходили через крупные и средние ячейки сетей санкционных ограничений.
Дмитрий Десятниченко
руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт–Петербурге
“
МСП была предоставлена помощь, чтобы смягчить ужесточение денежно–кредитной политики, появилось порядка трёх десятков различных мер поддержки. Нужно учесть, что в статистику попадает только белая часть бизнеса. На самом деле число предпринимателей может оказаться больше. Рост обусловлен адаптивностью бизнеса. Именно МСП быстрее налаживали новые логистические направления для импортозамещения, запускали бренды на замену уходящим зарубежным компаниям. Петербург держит лидирующие позиции среди других регионов по объёму интернет–продаж. Устойчивый рост заявок на финансирование мы получаем от локальных брендов по производству одежды и обуви.
Марина Кашина
сооснователь и исполнительный директор компании Lemon.online
“
Вырос отложенный платёжеспособный спрос, что подтверждает динамика индекса деловой активности RSBI МСП "Опора России". С октября 2022 года индекс имеет тенденцию к росту, в июле 2023 года было зафиксировано максимальное его значение за последние 4 года — 57,1 пункта. Около 11% субъектов малого и микробизнеса в начале 2024 года в сфере торговли реализуют стратегию роста и ещё 35% — стратегию стабильности.
Сергей Тиньков
доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова