Кредиторы Дмитрия Костыгина, совладельца онлайн–ретейлера "Юлмарт", практически потеряли шансы взыскать в счёт долгов недвижимость, принадлежащую его родственникам.
Верховный суд РФ отказал Василию Кузьменко, финансовому управляющему Дмитрия Костыгина, в передаче его кассационной жалобы на рассмотрение судебной коллегии по экономическим спорам. Поводом для её подачи стали решения нижестоящих судов, которые отказались признать за Дмитрием Костыгиным право собственности на коммерческое помещение и четыре квартиры, три из которых общей площадью более 700 м2 расположены в элитном доме на Шпалерной улице в Санкт–Петербурге. Эти активы принадлежат членам семьи бизнесмена, в том числе бывшей супруге.
Если бы жалобу удовлетворили, кредиторы получили бы возможность погасить часть долгов Дмитрия Костыгина в рамках дела о его банкротстве.
По мнению управляющего, которое содержится в деле, у членов семьи бизнесмена не было достаточных доходов для покупки таких активов, а финансировал их сам предприниматель. Высказывались сомнения и в реальности расторжения брака между бизнесменом и его супругой в 1997 году. По предположению управляющего, они "продолжают фактические брачные отношения".
Удовлетворить заявление отказались арбитражи и первой, и апелляционной инстанции. Они исходили из недоказанности обстоятельств о принадлежности спорной недвижимости самому Дмитрию Костыгину. Суды также отклонили доводы о ничтожности договоров купли–продажи этих активов как мнимых сделок. К аналогичному мнению пришла вышестоящая инстанция. "Не имеется достаточных оснований для передачи на рассмотрение судебной коллегии кассационной жалобы по настоящему спору о признании права собственности", — говорится в определении Верховного суда РФ.
С учётом развития в последнее время практики возврата в конкурсную массу должника имущества, находящегося в собственности номинальных держателей, в том числе бывших супругов, вполне логично, что финансовый управляющий попытался признать право собственности должника на дорогостоящую недвижимость, говорит юрист Enforce Law Company Павел Кондратьев.
По его словам, основным фактором для отказа в удовлетворении требований стала недоказанность покупки за счёт должника, а также установление наличия единоличного права собственности у бывшей супруги в других спорах в рамках данного дела. "У финансового управляющего остаётся единственная возможность обжалования принятых не в его пользу судебных актов — жалоба на отказ в передаче судьёй Верховного суда жалобы на рассмотрение. Срок для подачи этой жалобы ещё не истёк", — отмечает эксперт.
Дмитрий Костыгин признан банкротом по иску ВТБ. С апреля 2022 года его имущество продают на торгах. Реализовать удалось немногое — например, права требования самого бизнесмена к "Юлмарту" на общую сумму около 700 млн рублей.