В России предложили ограничить размер потребительского штрафа

Автор фото: freepik.com

В Госдуму внесён законопроект об ограничении размера штрафа, взыскиваемого судом с изготовителя или продавца в пользу потребителя.

Авторы инициативы, группа депутатов фракции ЛДПР, предлагают внести изменения в статью 13 закона "О защите прав потребителей". Они обращают внимание, что штраф составляет 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя, однако ничем не ограничен.
"Согласно статистике судебных решений, выносимых при разрешении споров о защите и восстановлении нарушенных прав потребителей, размер присуждаемого судом штрафа превышает в несколько раз цену товара (работы, услуги), установленную в договоре между сторонами. В том числе потребительский штраф, согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17, может быть взыскан вне зависимости от того, были ли заявлены такие требования в суде", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Там же указывается, что отсутствие ограничения размера штрафной санкции значительно ухудшает имущественное положение исполнителя, вплоть до банкротства.
Участники рынка ретейла пока не готовы комментировать законодательную инициативу и оставили запросы "ДП" без ответов. Юристы считают меру весьма актуальной для петербургского бизнеса, поскольку город в настоящий момент является одним из самых развитых и экономически активных в России. В то же время взаимоотношения с потребителями, в том числе в части защиты их прав, соблюдения баланса интересов клиентов и бизнеса, являются одним из самых актуальных и болезненных вопросов для любого предпринимателя.
"Уровень защиты, который действующий закон обеспечивает потребителям, в равной степени создаёт почву для злоупотреблений. Возможности для манипулирования законом со стороны недобросовестных граждан сейчас достаточно широки. Несовершенство закона, лояльность судей к потребителям, а главное — стойкое убеждение общества, что клиент всегда прав, приводят к тому, что количество агрессивно настроенных растёт в геометрической прогрессии", — подтверждает управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business адвокат Светлана Гузь.
Интересно, что несколько лет назад бизнес–сообщество выступало с предложением ограничить ответственность предпринимателей, закрепить в законодательстве понятие "потребительский экстремизм" и установить штрафы для недобросовестных потребителей, однако эти изменения так и не были приняты.
Адвокат, партнёр компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков считает, что введение границ относительно размера штрафа способно внести позитивные корректировки в сферу взаимодействия между производителем и потребителем. По мере развития рынков ретейла и услуг ситуации, которые можно было бы описать как "потребительский экстремизм", в пропорциях встречаются чаще. Однако, например, до практики США, где жители регулярно судятся с крупными корпорациями, далеко.
По мнению соруководителя практики защиты прав инвесторов компании "Интерцессия" Анастасии Чумак, законопроект, ограничивающий размер штрафа "не более 50% от стоимости товара / услуги", вряд ли существенно повлияет на судебную практику.
"Начать процесс, где права потребителя нарушены, не так просто: нужен сбор доказательной базы, издержки на услуги юриста, время. По сравнению с теми же Штатами мы не можем вспомнить сумму компенсаций в миллионы долларов. В большинстве ситуаций истцы получают в лучшем случае сотни тысяч рублей, что не всегда сопоставимо с затратами на судебные издержки", — констатирует эксперт.