Проверка крупнейшего агрегатора такси вряд ли сдержит рост цен

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Антимонопольная проверка "Яндекс.Такси" вряд ли замедлит рост цен на этот вид общественного транспорта.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку "Яндекс.Такси". Об этом регулятор сообщил в ответе на запрос депутата петербургского ЗакСа Алексея Цивилёва. Он опубликовал письмо службы 7 мая в своих соцсетях. Ведомство уделит внимание ценообразованию тарифов на поездки и комиссии компании, блокировкам пользователей в сервисе и системе рейтинга водителей.
Компания "Яндекс.Такси" не смогла предоставить "ДП" оперативный комментарий.
Проверка крупнейшего агрегатора такси стала возможна после частичной отмены моратория на проверки IT–компаний с 28 марта. Но вопросы у властей к "Яндекс.Такси" начали появляться раньше. В конце февраля замруководителя ФАС Пётр Иванов заявлял, что у ведомства накопились "серьёзные замечания" к сервису.
На данный момент признаки злоупотреблений не установлены и говорить об этом рано, замечает член генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнёр коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнёры" Олег Москвитин. Если по итогам проверки регулятор выявит нарушения, то он может возбудить антимонопольное дело в отношении компании или вынести ей предупреждение.
"Если компания исправляет претензии, содержащиеся в предупреждении, в отношении неё не возбуждается антимонопольное дело, не накладываются штрафы. Зато граждане или компании — контрагенты монополиста получают быстрый эффект от оперативного устранения нарушения. А вот если монополист отказывается исполнить предупреждение, то возбуждается антимонопольное дело, по итогам которого компанию могут признать виновной, выдать обязательное для выполнения предписание и наложить штраф", — объясняет эксперт.
"Яндекс.Такси" не первый раз привлекает внимание ФАС, напоминает доцент кафедры гражданского и трудового права Президентской академии в Санкт–Петербурге Алексей Глушаков. В прошлом году ведомство уже заявляло о доминирующем положении компании на рынке служб заказа легкового такси по итогам проверки 2021 года. Тогда регулятор ограничился вынесением проблемы на обсуждение экспертного совета при ФАС — принять существенные меры мешал мораторий на проверки IT–компаний.
Так или иначе, решение ФАС в любом случае вряд ли существенно отразится на рынке. "Учитывая ранее выданные рекомендации экспертного совета, меры реагирования будут носить точечный характер и не остановят роста цен на услуги отечественного агрегатора–монополиста, а также не смогут значительно повлиять на этот рынок", — полагает Алексей Глушаков.