Сфера интернет–торговли стала лидером по внедрению технологий искусственного интеллекта. Классический ретейл заметно отстаёт. Эксперты полагают, что отрасль попросту не имеет такого количества цифрового контента, к которому можно применить ИИ–инструменты.
По данным консалтинговой компании "Яков и Партнёры", нейросети используют уже 67% российских компаний из сферы интернет–торговли.
Если раньше при помощи таких технологий обрабатывали только цифровую информацию, то сейчас они годятся и для работы с текстами. Продавцы используют нейросети, чтобы формировать карточки товара, генерировать описания на основе фотографий или, например, работать с отзывами. Кроме того, с их помощью можно обобщать мнение покупателей и формировать рекомендации по улучшению товара. Маркетплейсам же нейросети позволяют извлекать полезные факты из ответов пользователей и делать рекомендательные ленты эффективнее, отмечает управляющий партнёр IT–компании KTS Александр Опрышко.
По словам генерального директора RetailCRM Дмитрия Бороздина, главная точка применения искусственного интеллекта в e–com — маркетинг и продажи. Это непосредственно влияет на конверсию потенциальных клиентов в покупателей, соответственно, удаётся получить быстрый и ощутимый возврат инвестиций от внедрения технологий ИИ. По оценке агентства McKinsey, результат инвестирования в ИИ может выражаться в виде повышения рентабельности интернет–продаж на 10–20% и роста выручки на 3–15%. Это происходит в том числе за счёт анализа просмотров и покупок на сайте и персонализации предложений.
При этом генеративные технологии применяют менее 10% компаний из сферы классического ретейла. Если представители e–com инвестируют в генеративный ИИ по 3–5% от бюджета, то ретейлеры готовы вкладывать менее 2% бюджета.
Основная причина такого дисбаланса в сторону интернет–компаний связана с тем, что у них больше генерируемого пользователем текстового контента. Соответственно сфере выгоднее автоматизировать эти процессы, считает Александр Опрышко. С помощью ИИ они могут обогащать пользовательские выборки, узнавать, что интересно покупателю, и выдавать ему релевантные товары. Всё это позволяет увеличивать выручку.
"В классическом ретейле у покупателя нет привычки читать описание или оставлять отзывы. Он приходит в магазин, сравнивает товары между собой и принимает решение о покупке на месте. Поэтому в классическом ретейле не так остро стоит проблема работы с текстом. Но при этом генеративные сети могут использоваться для автоматизации внутренних задач: техподдержки, резюмирования диалогов и так далее. Это ведёт к снижению затрат, но не позволяет увеличить выручку в моменте. Поэтому наблюдается перекос в выделении бюджетов", — объясняет собеседник "ДП".