С "Дж. Дж. Уитли дистиллери", "дочки" британской Halewood International, взыскали 26,3 млн рублей компенсации за незаконное использование обозначения "Русская водка".
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти частично удовлетворил иск федерального казённого предприятия "Союзплодоимпорт", требовавшего 47,3 млн рублей компенсации за незаконное использование общеизвестного товарного знака, товарного знака и наименования места происхождения товара (НМПТ) "Русская водка" / Russian Vodka. Ответчик по этому спору — кингисеппское ООО "Дж. Дж. Уитли дистиллери", "дочка" британской Halewood International, занимающейся производством и дистрибуцией алкоголя.
Выручка "Дж. Дж. Уитли дистиллери" в 2023 году упала на 21%, до 241,5 млн рублей, компания показала чистый убыток 65,6 млн рублей, следует из данных "Контур.Фокус". При этом чистый убыток сократился по сравнению с 2022 годом вдвое.
Само нарушение, как следует из материалов дела, произошло в 2021 году при экспорте кингисеппской компанией своего товара через Балтийскую таможню. ООО "Дж. Дж. Уитли дистиллери" нарушило права ФКП "Союзплодоимпорт" тем, что при маркировке водочной продукции, предназначенной для экспорта, незаконно использовало обозначение "Russian Vodka", сходное с НМПТ "Русская водка (Russian Vodka)" и товарными знаками "Русская", в том числе с общеизвестным товарным знаком "Русская", говорят в "Союзплодоимпорте".
В свою очередь Татьяна Рябкова, адвокат бюро "Шварц и партнёры" (оно представляет интересы "Дж. Дж. Уитли дистиллери"), заявляет, что смешения товарного знака ФКП и обозначений на продукции "Дж. Дж. Уитли дистиллери" нет.
Однако арбитраж признал требование "Союзплодоимпорта" обоснованным, но взыскал только 26,3 млн рублей компенсации — почти вдвое меньше.
"Особенность этого дела в том, что одним нарушением были задеты права истца сразу на несколько объектов интеллектуальной собственности — товарный знак, общеизвестный товарный знак и НМПТ, — говорит партнёр Comply Максим Али. — Суд вправе снизить компенсацию в 2 раза, когда одним действием нарушены права сразу на несколько объектов интеллектуальной собственности. Этим правилом суд и воспользовался". Кроме того, отмечает эксперт, причина снижения, возможно, ещё и в том, что товарный и общеизвестный знаки ФКП фактически не отличаются между собой.
В целом же суд обосновал снижение очень лаконично. Арбитраж скорее перечислил критерии уменьшения компенсации, чем описал их отношение к текущему делу, отмечает Максим Али.
"Решение ещё не вступило в законную силу. Мы будем продолжать отстаивать свою позицию в суде апелляционной инстанции", — обозначила позицию ответчика Татьяна Рябкова.
Не исключено, что ФКП также подаст жалобу. Этот вопрос сейчас находится в стадии обсуждения, отмечают в "Союзплодоимпорте".
"Несмотря на взысканную в пользу истца крупную сумму, нельзя исключать, что решение всё же будет изменено апелляцией в части увеличения размера компенсации и удовлетворения изначальных требований в полном объёме, — рассуждает ведущий юрист Intellect Анастасия Герман. — Участие в споре государственного предприятия “Союзплодоимпорт”, известного владельца крупного пакета товарных знаков и НМПТ, в том числе на водку, всегда накладывает отпечаток на результаты процесса. И нужно учитывать, что это влияние осуществляется не в пользу предполагаемых нарушителей".
В конце прошлого года "ДП" писал о том, что Суд по интеллектуальным правам не удовлетворил жалобу "Дж. Дж. Уитли дистиллери" на решение Роспатента. Ведомство весной 2023 года отказало кингисеппской компании в исключительных правах на НМПТ "Русская водка". Это обозначение требовалось компании для продажи водки бренда J. J. Whitley Artisanal за рубежом, как предполагали эксперты.