Михаил Мамошин, руководитель собственной архитектурной мастерской — компании — победителя архитектурного рейтинга "Делового Петербурга", о том, почему важно воссоздавать храмы.
С 1917 года в Петербурге было утрачено более 1 тыс. храмов (включая домовые). Нужно отметить, что храмы возводились на градостроительно ответственных местах, они способствовали формированию городского пространства. В своё время академик Д. С. Лихачёв назвал в качестве характерной градостроительной черты Петербурга преобладание горизонталей над вертикалями. Этими вертикалями (за редким исключением) являлись храмы. В 2019 году Союз архитекторов Петербурга обратился к губернатору А. Д. Беглову с письмом–предложением (согласованным с Санкт–Петербургской и Ладожской епархией) о воссоздании важнейших утраченных храмов, возможность воссоздания которых разрешена действующим законодательством.
Благодаря поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры Санкт–Петербурга удалось издать уникальную книгу под редакцией профессора С. В. Семенцова "Утраченные храмы Санкт–Петербурга. Опыт архитектурной реконструкции". В неё включены дипломные проекты студентов СПб ГАСУ по воссозданию утраченных храмов за 20 лет. Работа велась в формате современного 3D–моделирования. Книга была удостоена серебряной медали Российской академии архитектуры и строительных наук и диплома фестиваля "Архитектурное наследие".
В Петербурге уже воссозданы Екатерининский собор в Пушкине, киновия Александро–Невской лавры, Спас на Песках на 6–й Советской улице, Скорбященская церковь на проспекте Обуховской Обороны и некоторые другие объекты. Сегодня вместе с фондом СВОИК мы занимаемся воссозданием храма Св. Князей–Страстотерпцев Бориса и Глеба на Синопской (ранее Калашниковской) набережной. В современной городской застройке участок набережной от Александро–Невской лавры до Смольного собора ничем градостроительно не поддержан: не хватает храмовой доминанты, и воссоздание собора с интереснейшей архитектурой (уникальное сочетание русского и романского стилей) может решить эту проблему. Воссоздание этого объекта уже идёт со всеми необходимыми проектными проработками и согласованиями. К сожалению, мы не можем расположить храм точно на историческом месте, так как он находился на месте сегодняшней проезжей части Синопской набережной — важной транспортной артерии, поэтому нами в митрополии был согласовано небольшое смещение храма относительно исторического расположения, а также то, что алтарь будет ориентирован на северо–восток.
Я уже давно занимаюсь проектом воссоздания собора Святого Апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. До строительства Никольского Морского собора именно Андреевский собор был главной высотной доминантой Кронштадта. Коллективом моей мастерской был выполнен проект, который демонстрировался главе района и представителям духовенства. Он предполагает не только воссоздание самого собора в варианте архитектора А. Захарова (без более поздних пристроек, строился одновременно с Адмиралтейством), но и организацию паломнического комплекса, включающего в себя Андреевский собор, часовню Тихвинской Иконы Божией Матери и Соборную площадь, паломническую пешеходную зону на Андреевской улице, Музей–квартиру Иоанна Кронштадтского и скверик с памятником, а также комплекс зданий Дома трудолюбия. Сегодня для работ по воссозданию необходимы средства, которых ни у города, ни у частных жертвователей найти пока не удалось.
Строительство новых храмов в Петербурге и их воссоздание призвано придать городскому контексту необходимые силуэтные и духовно–эстетические акценты.
Досье:
Частное предприятие Михаила Мамошина "Архудпрактика" ("Архитектурно–художественная практика"), по "Контур.Фокус", было зарегистрировано в 1993 году (в 2006 году прекратило деятельность). В 2004 году образовано существующее и поныне ООО "АММ" ("Архитектурная мастерская Мамошина"). Среди известных построек зодчего — жилой дом "Таврический" у станции метро "Чернышевская", гостиница "Новотель" на ул. Маяковского и бизнес–центр с шестиэтажным паркингом в Волынском переулке. По проекту мастерской достраивается вторая сцена Малого драматического театра на Звенигородской ул., а также воссоздаваемый храм на Синопской наб. Когда "ДП" попросил зодчего написать колонку об одной из важных проблем архитектуры, он решил посвятить её церквям.