В Смольном подсчитали, что Петербург может терять от глобального изменения климата 780 млрд рублей в год. К такому будущему готовятся в том числе в сфере градостроительства, при этом увеличивать высоту дамбы эксперты считают не нужным.
В ходе работы над региональным планом адаптации к изменению климата выявлено 17 климатических рисков. Возможный (расчётный) экономический ущерб от них может составлять около 780 млрд рублей в год, сообщила "ДП" председатель комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселёва. Она не уточнила, как распределяется этот ущерб, но напомнила, что городское правительство утвердило региональный план адаптации к изменению климата в декабре 2023 года.
План рассчитан до 2050–го. По словам Киселёвой, среди предусмотренных им мер — развитие "водно–зелёного каркаса" Петербурга, создание лесопаркового зелёного пояса, сохранение экологического потенциала лесов, а также расширение системы берегозащиты Петербурга. Ещё одно направление — актуализация нормативных документов. Так, в Петербурге уже были пересмотрены данные по интенсивности выпадения осадков, которые используются при гидравлических расчётах, а также при определении уклонов, сечений труб и плотности сети водоотведения.
Каковы климатические риски для Петербурга
Одним из разработчиков регионального плана выступил Институт Карпинского. Как отметила в комментарии "ДП" начальник отдела региональной геоэкологии и морской геологии Института Карпинского Дарья Рябчук, наш город сталкивается с такими рисками, обусловленными климатическими факторами, как абразия береговой зоны, наводнения, затопления и подтопления, а также русловые деформации. В связи с этим важные мероприятия, к которым институт имеет непосредственное отношение, — создание системы берегозащиты города. "Ни для кого не секрет, что мы с вами живём в эпоху изменения климата. Из–за сокращения количества льда в Арктике скорость изменения климата увеличилась и периодичность негативных разрушающих последствий растёт с каждым годом", — добавила Дарья Рябчук.
При этом создание системы берегозащиты не предполагает увеличения высоты дамбы. Увеличивать высоту дамбы не потребуется, поскольку на данный момент она справляется со своей задачей, отметил в комментарии "ДП" исполняющий обязанности руководителя Центра морской геологии, литогеодинамики и минерагении осадочных бассейнов того же института Игорь Неевин. "Когда мы говорим про дамбу, не надо забывать, что люди живут по обе её стороны, в этой связи дамбу нельзя закрывать надолго", — отметил эксперт.
По его словам, Комплекс защитных сооружений Санкт–Петербурга от наводнений защищает город не только от затопления, но и от волновой абразии. Однако берега на внешней периферии дамбы, в том числе уникальные пляжи Курортного района, при штормах и подъёме уровня воды в Финском заливе, когда створы дамбы закрыты, подвергаются ещё более интенсивному размыву.
"Наряду с упоминавшимися выше опасными экзогенными геологическими процессами существуют менее очевидные, но требующие исследований и мониторинга проблемы", — добавил эксперт. К примеру, в акватории Финского залива широко развиты газонасыщенные осадки, наши исследования показывают, что метан из донных отложений поступает в водную толщу, а это приводит к деформациям поверхности дна, что в свою очередь может представлять потенциальную опасность для подводных коммуникаций, газопроводов и т. д., а выходящий в атмосферу метан способствует увеличению парникового эффекта", — отметил Неевин.
На что потребуются деньги
Консультант председателя комиссии по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды Законодательного собрания Петербурга Александр Карпов в комментарии "ДП" отметил, что суммарные затраты бизнеса и домохозяйств на приспособление к изменению климата могут превысить затраты города. Это и реконструкция сетей, промышленных площадок, и адаптация зданий к экстремальным погодным условиям, и учёт новых реалий при строительстве.
Что же касается крупных статей бюджетных затрат на отдалённую перспективу, до 2100 года, можно (и даже необходимо выполнить соответствующие расчёты) рассмотреть целесообразность строительства затвора в истоке Невы в Ладожском озере. Эта плотина замедляла бы накопление воды в Невской губе в то время, когда существующая дамба закрывается, и снижала бы ущерб от так называемых "остаточных" наводнений. В целом адаптация к изменению климата осложняется тем, что, с одной стороны, речь идёт о глобальном процессе и наши знания о нём ограничены, а с другой — ограничены полномочия органов власти, добавил Карпов.
Затворы Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга на рейде Кронштадта
В свою очередь, вице-президент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт–Петербурге Александр Ходачек считает, что затрат города требует подготовка к резкому изменению погоды в течение одного сезона. Так, в апреле нынешнего года температура воздуха колебалась примерно от плюс 20 градусов до чуть ли не отрицательных температур. "Это требует серьёзных затрат органов МЧС, комитета по благоустройству и всех служб, которые занимаются эксплуатацией системы жизнеобеспечения", — говорит Ходачек.
Если говорить о более глобальных вещах, то это, конечно, всё, что связано с водным режимом Невы. В Ладожское озеро впадает несколько крупных рек, среди которых Свирь и Волхов, а вытекает только Нева. Река протекает через город, и возможно подтопление. Кроме того, требуется подготовка кадров на уровне среднего специального и высшего образования, которые займутся адаптацией в целях устойчивого развития в условиях климатических изменений. Эти люди должны быть связаны с экологией и иметь навыки управления.
Что предлагалось сделать ранее
Добавим, что в недавнем прошлом отдельные организации уже высказывали опасения по поводу последствий изменения климата для города. Так, в 2021 году в ФКП "Дирекция Комплекса защитных сооружений г. Санкт–Петербурга Минстроя России" назвали "нецелесообразным" продолжение намывов в акватории Невской губы, поскольку эти намывы вступили бы в противоречие "с гидродинамическими расчётами, положенными в основу создания и безопасной эксплуатации КЗС (комплекса защитных сооружений, или дамбы. — Ред.)", и не способствовали бы сохранению "проектной аккумулирующей способности Невской губы, принятой в проекте КЗС".
Дело в том, что в результате намывов Невская губа Финского залива становится всё меньше и способна вмещать всё меньше воды из Невы. Эта вода не может выходить в Финский залив, когда затворы в дамбе перекрывают в непогоду. Таким образом, городу угрожают наводнения, источником которых является Ладога и человеческий фактор.
В свою очередь, архитектор, руководитель мастерской "Студия 17" Святослав Гайкович ранее в инициативном порядке разработал концепцию, в которой предлагается нижнюю часть Невы взять в тоннель и вывести за пределы дамбы. Зодчий считает, что в перспективе 50–100 лет игнорировать проблему будет уже невозможно.