Лето. Отпуск. Всякое может случиться. Если перед поездкой на отдых вы обнаружили, что потеряли, скажем, внутренний паспорт, по которому приобретался билет, варианты могут быть разные. В случае наличия, например, действующего заграничного паспорта и передвижения самолётом (даже внутри страны) — вам повезло. Практически все авиакомпании обоснованно полагают, что перевозят не документы, а людей, поэтому давно предусмотрели механизмы замены паспортных данных. Иногда даже через оператора или в личном кабинете на сайте. Если же запланирована поездка по железной дороге, вам придётся прочувствовать на себе, чем отличается конкурентный рынок от, скажем так, не вполне конкурентного.
В "Правилах перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом", которые утверждены Минтрансом, прямо сказано, что пассажир при посадке в поезд обязан предъявить именно тот документ, с которым он покупал билет. Исключение — замена паспорта по возрасту или в случае изменения фамилии — тогда подойдёт штамп о ранее выданных с последней страницы. Правилам железнодорожники следуют буквально, допуская, правда, возможность пары ошибок в ФИО или номере документа.
При этом, как мы помним, повсюду на железной дороге принято ссылаться на "договор перевозки", который и подтверждается билетом. Почему любой другой гражданско–правовой договор не зависит так сильно от реквизитов сторон, а этот зависит, без высшего юридического образования вряд ли получится понять. И ведь если РЖД захочет, не дай бог, поменять юридический адрес или ИНН, к прекращению действия купленных билетов это точно не приведёт. А вот я, получается, по заграничному паспорту уже не я.
Мало того — просто переоформить билеты в кассе на новый документ у гражданина не получится. Горячая линия перевозчика предлагает в этом случае сдать их и купить новые. Но здесь два нюанса. Во–первых, покупать вы их будете уже по новой стоимости, потому что динамическое ценообразование. Во–вторых, летом такой трюк точно не пройдёт, так как сданный билет тут же попадает в систему продаж и, скорее всего, через мгновение будет забронирован кем–то другим.
Безусловно, документы нужно беречь. Но опять же всякое случается. И отчего–то авиакомпаниям удаётся быть к клиентам более лояльными. Возможно, потому, что их в России более ста, а железнодорожных пассажирских перевозчиков примерно пять. Пока же ситуация с обменом билетов — хороший кейс для какого–нибудь семинара по гражданскому праву на юридическом факультете. Всё–таки что первично — личность или удостоверение личности?