В тёмно–синем лесу: цены на пиломатериалы в Ленобласти существенно выросли

Автор фото: Петр Ковалев / "ДП"

Лесопромышленная отрасль отчитывается о росте показателей. Впрочем, вместе с ними растут и цены на пиломатериалы.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Ленинградской области, представленный 50 предприятиями (без учёта малых), казалось бы, должен сильнее других отраслей пострадать от санкций, введённых в отношении России. Дело в том, что областные предприятия, как и весь ЛПК Северо–Запада, были экспортно ориентированными. Однако вместо спада отрасль отчиталась о росте. За 2023 год производство бумаги, целлюлозы, гофрокартона и древесных пеллет в регионе выросло на 9,4%.
В целом по стране, по данным Рослесхоза, поступления от предприятий ЛПК в российский бюджет в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличились на 8%, до 50,22 млрд рублей. Впрочем, необходимо отметить, что рост поступлений во многом обусловлен увеличением арендной платы за пользование лесом.
Экспорт пиломатериалов снизился на 10%, до 20,7 млн м3. При этом доля азиатских стран по объёму вывоза продукции ЛПК из России достигла 98% против 76% в 2021 году.
Впрочем, говорить, что отрасль полностью перестроилась под новые рыночные условия, пока преждевременно.
"Для лесовосстановления мы используем только отечественные сеянцы. Так было и до введения санкций, поскольку лесовосстановительные работы проводятся с использованием районированных семян, произрастающих в той же местности. Этого требуют нормативные документы", — рассказал "ДП" заместитель директора Санкт–Петербургского научно–исследовательского института лесного хозяйства (СпбНИИЛХ) Александр Степченко.
То есть, условно говоря, в Ленинградской области не сажают сеянцы сосны из Татарстана или ели из Коми, так как лесное районирование призвано обеспечить максимально эффективное восстановление лесных культур. По этой причине в регионе не высаживают лиственницу, если только в декоративных целях в населённых пунктах.
Сам СПбНИИЛХ занимается разработкой технологий выращивания сеянцев в теплицах. Механизация этой деятельности существенно повышает эффективность лесовосстановления благодаря снижению затрат и улучшению качества посадочного материала, его физических характеристик и приживаемости. В частности, новые технологии используются при посадке, подкормке, поливе и упаковке сеянцев.
"По сути, единственное, что надо импортировать для тепличного хозяйства, — это полимерная плёнка. Материал с оптимальными параметрами производится в Италии и Израиле. Отечественный, к сожалению, недолговечен", — рассказывает Александр Степченко.
Впрочем, создавать собственное производство аналогичного материала невыгодно — требуемые объёмы загрузят производственные мощности только на несколько месяцев в году. Покупать выходит дешевле, тем более что плёнка не является товаром двойного назначения и санкции на неё не распространяются.
Сложнее с техникой. К вывозу спиленного леса всё чаще привлекают отечественный транспорт, — КамАЗы и "Уралы", а также белорусские МАЗы. А вот значительная часть техники, предназначенной для непосредственной лесозаготовки, до сих пор иностранного происхождения, что доставляет очевидные трудности бизнесу с поиском комплектующих.
"Это не значит, что в этом направлении нет отечественных разработок. Они есть, и со временем мы научимся обходиться своими силами", — говорит представитель СПбНИИЛХ.

Россия конкурирует с Австралией в Китае

Что касается экспорта в Азию, то, хотя он и растёт, отечественные предприятия на этом рынке сталкиваются с серьёзной конкуренцией со стороны других стран.
Так, Китай, являющийся крупнейшим импортёром древесной щепы в мире (70% мирового экспорта), покупает её не только в России, но и в Австралии. В декабре 2023 года поставки щепы из этой страны в Поднебесную увеличились на 49%.
Впрочем, Россия помимо древесины или щепы может предложить партнёрам и продукты интеллектуальной сферы. Речь идёт о проектировании питомников для районированных пород деревьев, подборе технологий выращивания и их отладке для конкретных условий. Российскими разработками уже интересовались в Китае и Монголии, где природные условия сходны с нашими. Обучение в отечественных лесных вузах тоже по–прежнему котируется на мировом уровне и остаётся статьёй российского экспорта.

Технологии полезные и не очень

В мае на базе петербургского НИИ лесного хозяйства прошла всероссийская научно–практическая конференция "Инновации и технологии в лесном хозяйстве". В числе обсуждаемых на ней тем были и вопросы вторичного использования отходов для нужд лесного хозяйства. Побочные продукты ряда производств могут служить источником микроэлементов, используемых для подкормки сеянцев и саженцев.
По словам Александра Степченко, особо стоит отметить технологии, позволяющие одновременно избавиться от отходов и восстановить лес. К таковым можно отнести применение отходов ЦБК (продукты переработки древесины) для восстановления почв, в том числе рекультивируемых карьеров. Покрытие поверхности 2–3–метровым слоем указанных отходов создаёт питательный субстрат.
Примечательно, что использование передовых технологий не всегда даёт экономический эффект. Например, ещё в прошлом веке в связи с развитием генетики были обнаружены полиплоидные осины. Это деревья с мутациями, обеспечивающими высокую скорость роста, запас древесины на гектар и меньшую подверженность заболеваниям. Казалось бы, надо срочно создавать плантации "деревьев будущего", но экономическая ситуация сейчас такова, что даже имеющиеся осиновые леса не востребованы в должной мере, чтобы отводить под полиплоидные посадки новые площади. Осина не годится для домостроения, основное её использование — производство пеллет, целлюлозы и древесных плит. Но отечественный рынок уже насыщен ими. Соответственно, высаживать ель и сосну по–прежнему пока выгоднее.

Сколько платят в леспроме

Серьёзным вызовом для отрасли, как, впрочем, и для всей экономики России, является кадровый вопрос.
"В России есть хорошо подготовленные профессиональные кадры, но не все выпускники вузов работают по специальности. Зарплаты в отрасли неплохие, конкурентоспособные, но не каждый готов работать в лесу и жить в деревне, где не всегда есть необходимая инфраструктура", — говорят в СПбНИИЛХ.
В целом в 2023 году по России количество вакансий по данному направлению выросло на 35%, при этом Санкт–Петербург один из лидеров спроса на кадры. Предлагаемый уровень доходов в отрасли в нашем регионе варьируется от 63 тыс. до 114 тыс. рублей.

Почему дорожают доски

Для потребителей продукции российского леспрома важным фактором остаётся уровень цен. Цены на пиломатериалы в последние годы существенно выросли. По данным Ассоциации деревянного домостроения, стоимость пиломатериалов и клееного бруса выросла за год на 25–30%.
Объясняется это следующими причинами: в 2022 году заготовка леса в СЗФО упала вдвое. Вклад в удорожание даёт и ежегодное увеличение стоимости леса на корню вследствие механизмов государственного регулирования. Повышение зарплат сотрудников отрасли и увеличение расходов на эксплуатацию добычной техники, запчасти к которой приходится получать путём "параллельного импорта", тоже вносят свою лепту в ценообразование. Влияют и сезонные факторы в связи с ограничениями проезда лесовозов в межсезонье. Очевидно, что воздействие этих факторов быстро не прекратится, а значит, цены продолжат расти. Впрочем, рост доли импортозамещённой техники и материалов, а также внедрение передовых технологий могут замедлить этот процесс.