Топ–менеджер "дочки" петербургского НПО стал её основным владельцем

Автор фото: tbc-spb.ru
Генеральный директор петербургского производителя фрезерных станков — Станкозавод "ТБС" — Константин Ладыгин выкупил 50%–ный пакет завода у НПО "Прецизионное станкостроение". Теперь он контролирует бизнес с выручкой 300 млн рублей за 2023 год. Основной партнёр — участник бизнес–группы крупнейшего в России производителя автохимии "Супротек".

Дальше сами по себе

Производитель горизонтально–фрезерных расточных станков ООО "Станкозавод “ТБС”" утратил юридическую связь с ООО "НПО “Прецизионное станкостроение”" 3 мая. До того Станкозавод "ТБС" был одной из восьми "дочек" НПО — 50% долей завода принадлежали "Прецизионному станкостроению". Этот пакет приобрёл генеральный директор Станкозавода "ТБС" Константин Ладыгин, благодаря чему стал основным владельцем целой бизнес–группы, состоящей из самого Станкозавода "ТБС" и двух его дочерних компаний: петербургских ООО "Технологический центр" и "Торговый дом “ТБС”".
"Технологический центр" указан в системе СПАРК как производитель металлообрабатывающих станков с выручкой 39,5 млн рублей за 2023 год. Торговый дом "ТБС" позиционирует себя как оптового торговца такими станками с выручкой за прошлый год 47,2 млн. Партнёр Константина Ладыгина в Торговом доме "ТБС" — Евгений Большаков (40%), владеющий долями двух компаний петербургской группы "Супротек" — одного из крупнейших в России производителей автохимии.
Среди контрагентов "Технологического центра" банкротящийся поставщик нефтегазового оборудования из Башкортостана ООО "НК “Технотекс–М”", про контрагентов Торгового дома "ТБС" в открытом доступе сведений нет.
Станкозавод "ТБС" финансовые показатели не публикует. Из портала "Электронное правосудие" видно, что компания поставляла металлические заготовки для петербургского ПКФ "Империя стали", участвовала в контракте между АО "Ракетно–космический центр “Прогресс”" и банком "Финансовая корпорация “Открытие”". Среди контрагентов — орловский производитель насосов ГМС "Ливгидромаш" и калужский производитель грузоподъёмного оборудования НПО "Механик".
У продавшего 50% Станкозавода "ТБС" Константину Ладыгину НПО "Прецизионное станкостроение" восемь "дочек", у двух из которых ещё три. Суммарная выручка бизнес–группы, состоящей из 12 компаний, составила в прошлом году 5,1 млрд рублей. Владельцы НПО — Семён Стомпель (49%), Юлия Ладыгина (43,75%) и гендиректор Рафик Аббясов (7,25%).

"Станкостроением не занимаемся…"

Генеральный директор и совладелец НПО "Прецизионное станкостроение" Рафик Аббясов не захотел обсуждать подробности продажи 50% долей Станкозавода "ТБС". "Это вопросы бизнеса. Разные соображения всегда бывают. Покупаем какие–то доли в других компаниях, какие–то продаем…" — сказал он. По словам Рафика Аббясова, "Прецизионное станкостроение" на самом деле никаким станкостроением не занимается.
"Наше название не должно вводить в заблуждение. Эта фирма — держатель активов, мы сами производством не занимаемся. Название исторически сложилось, потому что мы находимся на территории бывшего завода прецизионного станкостроения. У нас ряд помещений в собственности, сдаём в аренду", — говорит Рафик Аббясов.
Дозвониться до Константина Ладыгина к моменту выхода статьи не удалось.
По данным СПАРК, Станкозавод "ТБС" со своими дочерними компаниями — не единственный его бизнес. Вместе с партнёрами до "Прецизионному станкостроению" Семёном Стомпелем и Рафиком Аббясовым Константину Ладыгину принадлежит ООО "Аллегро" и только с Семёном Стомпелем — ООО "Копия". Это петербургские компании, "Аллегро" производит неэлектрические печи и горелки и выручило за 2023 год 228 млн рублей. "Копия" управляет недвижимостью, её выручка составила в прошлом году 14,9 млн.
После приобретения 50% долей Станкозавода "ТБС" Константин Ладыгин контролирует бизнес с суммарной выручкой за 2023 год 329,6 млн, причём выручка самого Станкозавода "ТБС", напомним, не опубликована.

После развала СССР не изготавливаются

Владелец расположенного в Ленинградской области ООО "Ленинградский завод точного машиностроения" (ЛЗТМ) Валерий Азарко говорит, что в России нет ни одного полноценного производства горизонтально–фрезерных расточных станков.
"Конфигурация станка, которую предлагает Станкозавод “ТБС”, применяется очень часто, это второй по популярности вид обрабатывающих центров после обычных токарных станков. Если мы говорим про изготовление полного цикла, думаю, реального производства в России на текущий момент нет. Все поставки оборудования осуществляются на базе восстановленных или переделанных станин и корпусных деталей времён СССР. Организация такого полноценно локализованного завода потребует приличных инвестиций — от 1 млрд рублей — и сложного литейного производства крупногабаритных деталей. Модификации, которые заявляет Станкозавод “ТБС”, включают узлы весом от 10 тонн. Сомневаюсь, что они хотя бы раз производились в России самостоятельно после развала СССР", — говорит владелец ЛЗТМ.
По словам партнёра юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Романа Макарова, модель управления, при которой несколько компаний, производящих промышленную продукцию, принадлежат одной материнской, которая сама ничего не производит, как НПО "Прецизионное станкостроение", весьма распространена и в данном случае реализована в достаточно простой форме.
"Более сложным и распространённым вариантом является так называется модель “четыре угла”, когда помимо набора производственных компаний, владеющих основными активами (первый угол), создаются торговая компания (второй угол), управляющая компания, выполняющая функции руководства во всех “дочках” (третий угол), и холдинговая компания, которая владеет акциями или долями остальных (четвёртый угол). Такие модели прошли проверку временем, они дают экономию на бэк–офисе, централизацию управления, консолидацию затрат и доходов, удобство внедрения общих политик для заводов в разных регионах, определённые налоговые преимущества и, наконец, защиту от рейдерства, что было актуально в девяностые и нулевые, когда модель зародилась. Среди минусов я бы отметил потерю инициативы на местах и оторванность центрального офиса от средств производства", — говорит юрист.
Досье:
ООО "Станкозавод “ТБС”" зарегистрировано в Петербурге в декабре 2010 года. Основной вид деятельности компании — производство металлообрабатывающих станков, финансовые показатели не опубликованы. С 3 мая компания принадлежит её генеральному директору Константину Ладыгину (50%), Леониду Спектору (18%), Михаилу Болотникову (16%) и Виктору Ершову (16%). У компании две "дочки" — ООО "Технологический центр" и ООО "Торговый дом “ТБС”". В первой Станкозаводу "ТБС" принадлежит 88,5%, во второй — 60%.