Поставщик троллейбусов из Вологды взыскал 118 млн рублей с "Горэлектротранса"

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Поставщик троллейбусов Торговый дом "Транс–Альфа" взыскал с петербургского ГУП "Горэлектротранс" 118,6 млн рублей.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскал 118,6 млн рублей неосновательного обогащения с ГУП "Горэлектротранс" в пользу ООО "Торговый дом “Транс–Альфа”" (Вологда). Спор связан с госконтрактом, заключённым в январе 2022 года ГУП с вологодской компанией: за 4,936 млрд рублей подрядчик должен был поставить Петербургу 166 низкопольных троллейбусов большой вместимости. По данным единой информационной системы "Закупки", контракт полностью исполнен, поставщику фактически выплатили 4,818 млрд рублей. За время исполнения контракта "Горэлектротранс" около 60 раз начислил ТД "Транс–Альфа" неустойку за нарушение условий (от 163 тыс. рублей до 9,4 млн), которая и была удержана из оплаты за троллейбусы. Суммарно это 118,6 млн рублей.
ТД "Транс–Альфа" — "дочка" машиностроительного предприятия АО "Транс–Альфа", производящего общественный электротранспорт. В 2023 году ТД "Транс–Альфа" заработал 5,9 млрд рублей, чистая прибыль — 24,5 млн, указано в сервисе "Контур.Фокус".
В "Горэлектротрансе" не стали комментировать ситуацию. В ТД "Транс–Альфа" не ответили на запрос "ДП".
В суде ни ТД "Транс–Альфа", ни ГУП не оспаривали, что поставка троллейбусов была осуществлена в полном объёме. Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…" даёт возможность списания неустоек при исполненном госконтракте, рассматривая эти действия как обязанность госзаказчика. Списание регламентировано правилами, утверждёнными правительством РФ в 2018 году. При этом неустойка не должна превышать 5% от суммы госконтракта.
Иски к госзаказчикам о взыскании неосновательного обогащения подаются не так часто, в отличие, например, от намерения взыскать задолженность за выполненные работы, отмечает партнёр адвокатского бюро "Юридическая контора Гессена" Наталия Мурашова. "В последнее время требования о неосновательном обогащении мотивируются необоснованным удержанием неустойки по госконтракту, то есть по сути подрядчики таким образом оспаривают начисление неустойки", — говорит эксперт. По мнению Наталии Мурашовой, не все госзаказчики и не всегда готовы брать на себя ответственность за освобождение подрядчика от неустойки. "Проще передать этот вопрос на рассмотрение суда, чтобы он как независимый орган разрешил его", — отмечает она.
Однако "Горэлектротранс" не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу. Она уже зарегистрирована арбитражным судом.
"Шансы на пересмотр решения в пользу заказчика вряд ли велики, — считает руководитель аналитического направления адвокатского бюро “Прайм Эдвайс” Татьяна Терещенко. — Между сторонами нет спора относительно исполнения обязательств подрядчиком, неустойка не превышает 5% от суммы госконтракта. При этом в решении нет информации, почему заказчик не списал неустойку". Вместе с тем никто не отменял общее требование о том, что обязательства должны исполняться надлежаще всеми сторонами, добавляет Татьяна Терещенко.
В 2023 году общая протяжённость троллейбусных маршрутов в Петербурге составляла почти 570 км, а парк насчитывал около 900 троллейбусов. Ежедневно этот вид общественного транспорта перевозит более 330 тыс. человек. В минувшем году парк пополнился 286 новыми троллейбусами, низкопольными, оснащёнными датчиками контроля за состоянием водителя.
В нынешнем году "Горэлектротранс" намерен приобрести ещё два десятка троллейбусов. Максимальная цена контракта — 864 млн рублей.