В ЦКБ "ОСК-Айсберг" отозвали все иски к Ростехнадзору

Автор фото: ТАСС
"ОСК–Айсберг" проектировал первый в мире промышленный плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов"

ЦКБ "ОСК–Айсберг" отозвало все иски к Ростехнадзору, приостановившему его лицензию и передавшему конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220 подконтрольному "Роснефти" ЦКБ "Айсберг".

Уволенный незадолго до этого руководитель подконтрольного Балтийскому заводу АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" Игорь Чорный предполагает, что якобы именно с этой целью его могли уволить — чтобы новый руководитель отказался от претензий к Ростехнадзору в пользу Балтийского завода и ЦКБ "Роснефти". "ОСК–Айсберг" остался авторский надзор плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов" или слияние с каким–нибудь инжиниринговым центром ОСК.

Нет человека — нет претензий

АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”", 85% акций которого принадлежат входящему в государственную Объединённую судостроительную корпорацию Балтийскому заводу, отказалось от претензий к Ростехнадзору, его Северо–Европейскому межрегиональному теруправлению и Балтийскому заводу. Отказы от исков зарегистрированы Арбитражным судом Санкт–Петербурга и Ленинградской области 19 июня. Речь о шести судебных спорах, в которых либо не вынесены решения, либо вынесенные решения находятся в стадии обжалования. Всего таких исков десять, в оставшихся четырёх суд отказался удовлетворять требования "ОСК–Айсберг", и эти отказы вступили в законную силу.
Большинство исков в том или ином виде оспаривали решение Ростехнадзора о приостановке с 1 ноября 2023 года лицензии "ОСК–Айсберг" на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии, дававшей ему право сопровождать строительство и эксплуатацию ледоколов проекта 22220. Несколько исков содержали претензии к Балтийскому заводу, косвенно связанные с отзывом лицензии, и попытки оспорить увольнение Игоря Чорного, исполнявшего обязанности генерального директора "ОСК–Айсберг" с апреля 2023 года по апрель 2024–го.
Игорь Чорный и инициировал судебные споры — он добивался передачи функций конструкторского сопровождения ледоколов проекта 22220 возглавляемой им компании. До того этим занималось одноимённое АО "ЦКБ–Айсберг", контролируемое структурами "Роснефти". С учётом текущего строительства трёх таких ледоколов, планов строительства четвёртого и построенных трёх стоимость соответствующих контрактов может составлять около 3 млрд рублей.
"Я считаю, что цель моего увольнения — полный отказ от всех исков в пользу Балтийского завода и ЦКБ “Роснефти”. Но я намерен восстановиться в должности генерального директора “ОСК–Айсберг”", — заявил Игорь Чорный "ДП".
Он смирился с передачей конструкторского сопровождения проекта 22220 "ЦКБ–Айсберг" "Роснефти" и планирует продолжить работу "ОСК–Айсберг" по авторскому надзору эксплуатации построенного тем же Балтийским заводом плавучего атомного энергоблока "Академик Ломоносов", который базируется в Певеке. "ОСК–Айсберг" в своё время проектировал "Академика Ломоносова".

Судьбу решит центральный аппарат

Конфликт возник в конце 2023 года, когда срок действия лицензии на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии у подконтрольного "Роснефти" АО "ЦКБ–Айсберг" стал подходить к концу — он истёк 30 ноября 2023 года. Аналогичная лицензия подконтрольного Балтийскому заводу АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" действует до 10 ноября 2027–го. Занявший весной 2023–го пост врио гендиректора "ОСК–Айсберг" Игорь Чорный решил получить контракты на конструкторское сопровождение ледоколов проекта 22220, чем раньше занималось ЦКБ "Айсберг" "Роснефти", но столкнулся с сильным сопротивлением.
В частности, Ростехнадзор с 1 ноября прошлого года приостановил лицензию возглавляемой им компании. В апреле врио начальника управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Игорь Новаков сообщил о передаче полномочий по конструкторскому сопровождению мощнейших в мире атомных ледоколов проекта 22220 "Айсбергу" "Роснефти" ("ДП" писал об этом), который 1 сентября прошлого года получил новую лицензию сроком действия до 1 сентября 2033 года.
Игорь Чорный инициировал судебную кампанию против Ростехнадзора и Балтийского завода, что, вероятно, и привело к его увольнению с поста руководителя "ОСК–Айсберг".
Официально в ОСК и на Балтийском заводе ситуацию не комментировали, но в кулуарах сказали, что с конструкторским сопровождением ледоколов проекта 22220 Балтийский завод теперь уже прекрасно справляется своими силами, а судьбу "ОСК–Айсберг" сейчас решают в центральном аппарате госкорпорации. Скорее всего, компанию передадут какой–нибудь инжиниринговой структуре ОСК.

"Такое рвение ему не простят…"

Владелец военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ, одно из основных направлений — судостроение) Михаил Даниленко полагает, что раз все сошлись во мнении, что сопровождение ледоколов будет осуществлять "Айсберг" "Роснефти", что работы и задач для "ОСК–Айсберг" не остаётся, то справедливо было бы передать данный актив в управление инжиниринговым центрам ОСК или включить его в какое–то конструкторское бюро в Петербурге.
"Более того, позиция бывшего генерального директора господина Чорного невозможным образом портит настроение новому руководству ОСК. В такой ситуации проще расформировать структуру, чем бесконечно судиться и ссориться с Ростехнадзором. Такое рвение ему не простят", — считает владелец КМЗ.
Заместитель генерального директора АО "ЦНИИ Морского флота" Александр Буянов считает, что вопрос конструкторского сопровождения ледоколов проекта 22220 не может ставиться по–другому, кроме как вопрос разумной конкуренции.
"На строительство судов денег всегда не хватает, поэтому мне вполне логичным кажется, если строительство и эксплуатацию ледоколов этого проекта будут сопровождать инженеры Балтийского завода — у них вполне хватает компетенций, зачем платить кому–то? При необходимости всегда может подключиться “Айсберг” “Роснефти”, который занимался этим ранее. А что касается “ОСК–Айсберг” — но, позвольте, это актив Балтийского завода, пусть он сам и решит, что с ним делать. В судьбе любого судостроительного предприятия есть лишь один критерий — экономическая эффективность", — говорит эксперт.
Досье:
АО "ЦКБ «Айсберг»" Один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956–го, когда по проекту "Айсберга" заложили первый в мире атомный ледокол "Ленин". В 2021 году контролируемое "Роснефтью" АО "Современные технологии судостроения" увеличило свой пакет акций в АО "ЦКБ «Айсберг»" до 90,42 %, в 2022–м управлять этим "Айсбергом" стало контролируемое "Роснефтью" АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта".
С 2012 года в Петербурге два "Айсберга". Второй — АО "ЦКБ «ОСК–Айсберг»" (по данным на конец 2022 года, 85 % акций принадлежат входящему в государственную Объединённую судостроительную корпорацию Балтийскому заводу, 15 % у частных лиц, в том числе 10 % у главного конструктора проекта АО "ЦКБ «Айсберг»" Глеба Макеева) располагается в том же доме на Большом проспекте Васильевского острова.