Немалый рост: доля МСП в госзакупках значительно выросла

Автор фото: vostock-photo

Малые и средние предприятия (МСП) стали активнее участвовать в госзакупках. Такие контракты, с одной стороны, привлекательны для всех участников, но с другой — всё ещё осложнены чрезмерной бюрократией.

Согласно статистике АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (Корпорация МСП), в 2023 году общий объём госзакупок у малого и среднего бизнеса в России составил 7,969 трлн рублей, что на 13,5% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Поставщиками крупнейших заказчиков стали 213,3 тыс. субъектов МСП. В результате средняя доля закупок у малых и средних предприятий составила 73,2%, что в 2,9 раза превышает нормативно установленный правительством уровень (25%).
Как дополнительно сообщили "ДП" в Корпорации МСП, в 2023 году по госзакупкам было заключено 58 683 договора с 14 687 субъектами МСП Санкт–Петербурга на общую сумму 681,82 млрд рублей. Этот 10,8% от всего объёма закупок у субъектов МСП в РФ. По сравнению с 2022 годом объём госзакупок у петербургского малого бизнеса вырос на 46,8%, количество поставщиков — на 12,2%, а количество подписанных контрактов — на 17,1%.

Особенности подсчёта

Госзакупки в России регулируются двумя федеральными законами — №223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ключевое различие состоит в том, что по 44–ФЗ закупки в основном ведут бюджетные учреждения и органы власти, а по 223–ФЗ — организации с долей участия государства более 50%, естественные монополии (РЖД, "Водоканал" и т. д.), предприятия регулируемых сфер и т. д.
Корпорация МСП ведёт свои подсчёты именно по 223–ФЗ. Для субъектов МСП, участвующих в таких закупках, предусмотрен ряд преимуществ. В том числе речь о закупках, участниками которых являются только субъекты МСП без необходимости конкурировать с крупными компаниями, о сниженных размерах обеспечения заявки и о льготах при оплате участия в электронной закупочной процедуре.
При этом обязательным остаётся выполнение других требований: получение квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы, регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации, аккредитация на торговых площадках, открытие специального счёта.

Городские успехи

В комитете по государственному заказу Санкт–Петербурга ведут подсчёты контрактов, заключённых в рамках 44–ФЗ. По этим данным тоже отчётливо видна положительная динамика.
По итогам 2023 года в Петербурге поставщиками, являющимися субъектами МСП, заключено 224 тыс. контрактов на общую сумму 207,5 млрд рублей (67,8% от общего количества). Это на 14,1 млрд рублей (7,3%) больше, чем в 2022–м. Всего за прошлый год были заключены контракты с 19,2 тыс. субъектами МСП.
"За I квартал 2024 года с такими поставщиками заключён 43 891 контракт на общую сумму 25,1 млрд рублей, или 63,5% от общего количества и 25,4% от общего суммарного объёма. Прирост составил 4,4 млрд рублей, или 21,2%", — рассказал "ДП" врио председателя комитета Денис Толстых.
Кроме того, город в прошлом году нарастил объём контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Для поддержки МСП комитет по госзаказу осуществляет развитие подсистемы "Электронный магазин", позволяющей проводить закупки у единственного поставщика. Там можно размещать самостоятельные оферты и заключать контракты с использованием электронной подписи без взимания комиссионных сборов.
"За истекший период 2024 года в электронном магазине заключено 55 484 контракта на общую сумму 7,6 млрд рублей, из них с субъектами МСП — на 5,9 млрд рублей, или 77,6% от суммарного объёма", — подчёркивает Толстых.
В пресс–службе центра "Мой бизнес Санкт–Петербург" отмечают, что оказывают содействие предприятиям в поиске каналов сбыта или исполнителя под выдвинутые заказчиком требования. Сформирован реестр производственных компаний, в который входят более 800 предприятий Петербурга.
"За 2023 год в рамках мероприятий по производственной кооперации было заключено 60 контрактов с заказчиками на производство комплектующих, продукции, изделий, товаров и предоставления услуг на сумму 2,023 млрд рублей", — отметили там.

Бремя бюрократии

При этом существует ряд проблем, с которыми систематически сталкивается малый и средний бизнес при участии в госзакупках. Например, по словам руководителей предприятий, в случае с гособоронзаказом тендеры часто выигрывают аффилированные с государственными корпорациями организации. Выстраивается некая экосистема, лишь представителям оказывается доступен этот ресурс.
Основная сложность для МСП связана с бюрократией. "Под авансовые платежи просят или банковскую гарантию, или личную гарантию поручителя — гендиректора. Проценты по банковским гарантиям высокие — 16% годовых. При этом никакая госкорпорация не позволит, чтобы мы эту стоимость заложили в себестоимость продукции. То есть получается, что сначала организация выигрывает тендер по самой низкой цене, а потом её обязывают оплатить банковскую гарантию, которую банки, кстати, предоставляют не так охотно", — поделилась с "ДП" генеральный директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова.
Она приводит конкретный пример: недавно получила договор на госзаказ на 123 листах. Для МСП весьма накладно нанимать юристов высокого уровня, чтобы они могли помочь разобраться со столь объёмной документацией.
Партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Михаил Герман отмечает, что до сих пор отсутствует нормальное и понятное правовое регулирование вопросов составления технических заданий и описания предметов закупок. Это провоцирует возникновение споров о недобросовестной конкуренции при участии в госзакупках либо иные нарушения антимонопольного законодательства.
Юрист обращает внимание, что Федеральная антимонопольная служба активно выявляет и пресекает картельные сговоры именно в сфере закупочной деятельности. Притом картели складываются как между исполнителями госзаказа, так и с участием самих заказчиков.
"Целесообразно пересмотреть саму концепцию закона: убрать широкие, зачастую формальные основания для оспаривания как действий конкурсных комиссий, так и самих процедур, поскольку возможность оспаривания стала основным орудием для срыва торгов и создания помех к заключению контракта. Также следует пересмотреть концепцию, при которой на закупочную деятельность влияют контролирующие органы либо иные органы исполнительной власти, выступающие в качестве “прослойки” и имеющие возможность контролировать как состав исполнителей, так и условия, на которых производятся закупки", — говорит Михаил Герман.
И последняя, по его словам, актуальная на сегодня проблема — отсутствие чёткого, внятного и экономически обоснованного расчёта формирования начальной максимальной цены контракта. Зачастую такие цены далеки от среднерыночных.
Основные трудности для МСП при работе с госзаказом связаны с достаточно высоким уровнем административной нагрузки. Помимо этого, проблемы могут быть вызваны некомпетентностью заказчиков в определённых вопросах, а также вероятностью столкновения с проявлениями недобросовестной конкуренции. Устройство системы аукционов в госзакупках нельзя назвать простым из–за очень большого объёма информации, которую необходимо структурировать и оптимизировать. Торги могут проходить на различных электронных площадках. Да и сами госзакупки бывают разных видов: открытые (можно подать заявку по своему желанию) и закрытые (участвовать могут только те поставщики, которых пригласил заказчик). Когда компания разберётся со всеми этими тонкостями, до участия непосредственно в торгах ещё предстоит зарегистрироваться и аккредитоваться на нескольких площадках. Для этого необходимы время, ресурсы и соответствующие знания. "Корпорация МСП" на своей цифровой платформе предлагает комплекс программ–гидов. Растёт доверие как со стороны малого бизнеса к госзаказчикам, так и в обратную сторону. В первом случае причиной являются меры поддержки и вводимые государством изменения, в том числе на законодательном и нормативно–правовом уровне. Растущий интерес госструктур к МСП связан во многом с необходимостью увеличения госзакупок в производственной сфере.
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
Принята целая система мер с целью увеличить привлечение МСП к исполнению государственного заказа и повысить их участие в качестве субконтракторов. Такая модель встречается гораздо чаще: крупное предприятие выигрывает госзаказ и отдаёт долю в закупках субъектам МСП. Малый бизнес более гибок и быстрее адаптируется к меняющимся реалиям. Производственные мощности крупных компаний небезграничны, а сейчас, чтобы их расширять, необходимы большие инвестиции. Есть возможность быстрого и капиталосберегающего увеличения объёмов производства — включить в процесс субконтракторов. Благодаря современным технологиям малый бизнес стало проще контролировать, поскольку денежные операции оставляют электронный след. Тем не менее малый бизнес пока ещё не полностью вышел из тени. И это является источником риска. Нет гарантий, что среди подрядчиков не будут мелькать "технические" компании. Для проверяющих органов это больная тема, они чуть ли не любую компанию готовы записать в "технические". При этом абсолютно не учитывается, что есть виды деятельности, позволяющие не иметь ни оборудования, ни персонала, но осуществлять свои функции на давальческом сырье, с использованием аутстаффинга и шеринга оборудования. Для контролирующих органов эти компании обладают признаками "технических", такие фирмы часто записывают в однодневки.
Елена Ткаченко
профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ
Увеличение количества поставщиков из числа малого и среднего бизнеса, на мой взгляд, обусловлено упрощением процедуры проведения некоторых видов закупок. Есть сложности с компетенциями предпринимателей, не каждый способен разобраться в нюансах. В отсутствие квалифицированного штата чаще допускаются мелкие, но существенные ошибки. Например, забывают подписать контракт или не прикрепляют документы, подтверждающие опыт. Но в последнее время процесс существенно упростился.
Валерий Калугин
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге
Я как бухгалтер много раз сталкивалась с тем, что предприниматель не понимает, что такое работать с государственными деньгами и какая ответственность ложится на него при этом. Время идёт, представители бизнеса становятся более опытными, налоговая система — более прозрачной. Как следствие, консультации на тему ответственности и ведения учёта в данной сфере стали запрашиваться намного чаще. Это говорит о том, что малый бизнес хочет работать вдолгую.
Анна Негинская
налоговый консультант, бухгалтер частной практики