Зачем оно мне? Участники ПМЮФ обсудили регулирование маркетплейсов и закат офлайна

Число продавцов на маркетплейсах в России выросло до 700 тысяч за три года
Автор фото: ru.freepik.com
88 млн человек хотя бы один раз в год совершали покупки на цифровых платформах (маркетплейсах).
Такие данные были озвучены 26 июня на сессии, посвящённой правовому регулированию работы маркетплейсов, которая состоялась на Петербургском международном юридическом форуме.
Между тем оборот электронной коммерции в России оценивается в 6,4 трлн рублей, а число продавцов за последние 3 года выросло в 7 раз, достигнув 700 тыс. При этом участники дискуссии в целом соглашаются с необходимостью законодательного регулирования деятельности маркетплейсов.
По мнению статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, хотя деятельность маркетплейсов позволяет регулировать и контролировать антимонопольное законодательство, требуется дополнительное регулирование в части взаимодействия продавцов, покупателей, пунктов выдачи заказов и так далее.
"Я за осторожное регулирование, чтобы было удобно и потребителям, и цифровым платформам", — уточнил Сергей Пузыревский.
Председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ полагает, что маркетплейс должен нести ответственность за возможность коммуникации между покупателем и продавцом, если у покупателя возникает претензия к продавцу.
Вместе с тем он отметил, что избыточные законодательные требования к маркетплейсам неизбежно отразятся на розничной стоимости товаров (сегодня цена товаров на цифровых платформах является одним из привлекательных факторов для покупателя).
"Не могу себе представить жизнь без маркетплейсов, а без традиционной торговли — могу", — говорит Пётр Шелищ.
По его прогнозу, место больших магазинов займут гигантские логистические центры и постаматы в подъездах. Управляющий директор Ozon Сергей Беляков, наоборот, не представляет отсутствия традиционного ретейла.
"Я — за регулирование, — говорит Сергей Беляков. — Но чтобы оно отвечало на вопрос: “Зачем его вводят?”"
При этом спикер отметил, что институт саморегулирования маркетплейсов не является заменой госрегулированию этого сегмента экономики.
Крупные вендоры заинтересованы в создании единых и прозрачных правил для всех участников этого рынка, уверены в ГК REDMOND.
"Если говорить о перспективах традиционной и сетевой розницы на фоне стремительного роста e-com, то здесь не всё так однозначно. Хотя доля продаж на маркетплейсах растёт уже который год, мы сейчас наблюдаем тенденцию возврата клиентов из онлайн в оффлайн, по крайней мере на этапе выбора (оценки) товара. Особенно это касается высокотехнологичных товаров, таких, как наши, — не все потребности покупателя можно закрыть только низкой ценой и удобной логистикой. Требуются консультации и помощь профессионалов", — отмечает директор по маркетингу ГК REDMOND Алексей Сапин.
Практически во всех категориях товаров, добавляет он, сам процесс решения о покупке пока остается в большей степени традиционным, то есть, не исключает офлайна.
"В стратегии на ближайшие пять лет мы рассматриваем развитие своей фирменной розничной сети. В первую очередь, чтобы обеспечивать представленность бренда и возможность для покупателей оценить качество нашей продукции и сервиса, которые развиваем уже 18 лет", — резюмировал представитель компании.