Европа ограничила транзит российского СПГ, но отказываться от него не хочет

Евросоюз вводит санкции в отношении российского СПГ, но пока не спешит от него отказываться.

Новый, 14–й по счёту пакет санкций Евросоюза в отношении России, утверждённый Советом ЕС на прошлой неделе, среди прочего включает запрет транзита российского сжиженного природного газа (СПГ) через порты стран — членов объединения. Ограничения касаются именно реэкспорта топлива из ЕС в третьи страны и распространяются как на перевалку с судна на судно, так и на перегрузку с судна в хранилища на берегу. Поставки СПГ для его потребления внутри Евросоюза остаются легальными. Еврокомиссия будет следить за соблюдением ограничений и при необходимости может предложить их смягчить. Они вступят в силу после переходного периода в 9 месяцев.

Сколько СПГ Россия поставляет в Европу

За I квартал 2024 года страны ЕС импортировали из России почти 5,9 млрд м3 СПГ в пересчёте на регазифицированный объём, что составляет 7,4% газового импорта Евросоюза, сообщает аналитическое агентство Bruegel. Больше поставили только США — 15,6 млрд м3 (21,1%).
Не считая недавно начавшего отгрузки проекта "Арктик СПГ–2" "Новатэка", экспортный поток российского сжиженного природного газа идёт с четырёх заводов — двух крупнотоннажных ("Ямал СПГ" и "Сахалин–2") и двух среднетоннажных ("Криогаз–Высоцк" и КСПГ "Портовая"). СПГ с Сахалина отправляется напрямую в Азию, а остальные три терминала до сих пор преимущественно работают на европейский рынок.
По данным Национальной ассоциации СПГ, за 2023 год почти 86% отгрузок с "Ямала СПГ" шли в порты стран ЕС и составляли основной поток сжиженного газа из РФ в страны блока. Около 44% продукции с КСПГ "Портовая" отправлялось в Грецию, ещё 34% — в Турцию, а "Криогаз–Высоцк" производил отправки полностью на рынок ЕС. Согласно оценке Института экономики энергетики и финансового анализа, порядка 21% СПГ, направляемого в ЕС из России, далее реэкспортируется в третьи страны.
Как ни странно, запрет реэкспорта может привести к росту доли российского СПГ в энергобалансе стран ЕС, полагает партнёр практики "Нефтегазовый сектор" консалтинговой компании Strategy Partners Денис Бурак. И в перспективе нескольких лет новые санкции несильно повлияют на российские возможности экспорта СПГ. "Покупателями нашего газа в Европе являются влиятельные транснациональные нефтегазовые компании и крупнейшие трейдеры, которые свою выгоду не упустят. Мы думаем, что новые сложности могут появиться, но принципиально мало что поменяется. Остаётся возможность перегрузки “борт в борт” в нейтральных водах, что повышает риски, но это практикуется и сейчас", — говорит эксперт.

Когда ЕС откажется от углеводоров из РФ

Тем не менее Евросоюз заявляет о намерении полностью отказаться от импорта энергоносителей из России уже в течение ближайших нескольких лет. Представленная в 2022 году стратегия REPowerEU предполагает прекращение использования ископаемого топлива из РФ к 2027 году. Международный валютный фонд в опубликованном в конце мая докладе прогнозирует независимость стран ЕС от поставок топлива из России к 2030 году в базовом сценарии.
По мнению аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, если политическая обстановка не улучшится, то прекращение закупок Евросоюзом СПГ из России — вопрос времени. "В США, Катаре и ряде других стран с конца текущего года ожидается рост мощностей в сфере СПГ, что на горизонте 1,5–2 лет позволит ЕС при желании отказаться от российского СПГ. В то же время рынок Азиатско–Тихоокеанского региона (и в первую очередь Китая), как ожидается, будет основным локомотивом роста спроса на СПГ в ближайшие 10–15 лет", — рассказывает он. В "Финаме" считают, что отечественные игроки при необходимости смогут переориентироваться на восточный рынок, но в этом случае вероятно появление дисконта на российский сжиженный газ.
СПГ из Соединённых Штатов и Катара сможет закрыть европейский спрос, но, напоминает Денис Бурак, как показывает опыт прошлых 2 лет, политическое партнёрство не гарантирует уступок в ценах на газ.
"Окупаемость этих новых мощностей будет обеспечиваться за счёт европейских потребителей. СПГ из России, несмотря на все сложности, с которыми сталкивается отрасль из–за санкций, остаётся одним из самых конкурентоспособных в мире. Себестоимость действующих и новых проектов в России ниже, чем у большинства заводов в США, а с учётом очень короткого транспортного плеча у европейского рынка нет экономических причин для полного отказа от СПГ из России, даже с учётом перспективных мощностей", — считает аналитик.

Какой эффект уже произвели новые санкции

Несмотря на то что новые рестрикции ЕС не запрещают импорт российского СПГ, Финляндия перестанет закупать отечественный сжиженный газ. Финская государственная энергокомпания Gasum сообщила, что прекратит покупку и импорт российского СПГ с 26 июля. Как сказано в заявлении компании, хотя последние ограничения не требуют от Gasum расторжения контрактов с российскими игроками, "они представляют непреодолимое препятствие для покупки или импорта российского СПГ на терминалы, которые не подключены к газовой сети".
По трубе газ Финляндия не покупает с мая 2022 года из–за отказа Gasum оплачивать топливо в рублях.
По оценкам Kpler, в 2023 году в страну поступило чуть менее 150 тыс. тонн СПГ с завода "Криогаз–Высоцк". В июне, по данным аналитиков, поставки СПГ из Высоцка в Финляндию достигли максимума с декабря 2022–го и составили 24 тыс. тонн.
Агентство Bloomberg 27 июня выпустило материал, в котором предположило, что Россия готовит "теневой" флот для перевозки СПГ. За последние 3 месяца как минимум восемь судов–газовозов, из которых четыре имеют ледовый класс, оказались во владении неизвестных на рынке компаний из Дубая и получили разрешения на хождение в арктических водах. Аналитики не смогли напрямую связать "подозрительные" суда с отечественными компаниями, но отмечают, что похожим образом создавался "теневой" флот для перевозок российской нефти для обхода санкций и ценового потолка G7.
В любом случае новые ограничения изменят логистику поставок СПГ из России в Азию. Как замечает Денис Бурак, европейские порты являлись удобной точкой перегрузки СПГ с газовозов арктического класса на конвенционные суда, что в условиях острого дефицита специализированного флота оказывалось выгодным.
Сергей Кауфман полагает, что новые санкции могут привести к умеренному росту стоимости логистики. Основные поставки в Азию, скорее всего, будут осуществляться через Северный морской путь и в обход Африки через мыс Доброй Надежды, так как в Красном море до сих пор сохраняется накалённая обстановка.
Среди прочего 14–й пакет санкций усиливает ограничения на передачу технологий и оборудования для сжижения газа в Россию. В заявлении Еврокомиссии отмечается, что в первую очередь это должно ударить по проектам "Арктик СПГ–2" и ещё только планируемому "Мурманску СПГ".
Весной "Арктик СПГ–2" также попал в американский SDN–лист. Кроме того, Минюст США наложил блокирующие санкции на связанные с проектом суда и компании — операторы флота.
На этом фоне "Новатэк" даже рассматривал возможность отказаться от третьей линии "Арктик СПГ–2" и перенести эти мощности на мурманский проект, который не требует танкеров ледового класса, сообщало агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли.
Замыкание российского СПГ на рынке Европейского союза — это та задача, которая решается сейчас, в данный момент. Через год ситуация может измениться, причём варианты её развития отличаются радикально. Например, по оценке Катара, в 2025–2027 годах возможен дефицит газа на крупных региональных рынках, которые у нас для простоты называют мировым рынком. В то же время ряд других исследователей, в том числе и я, видят условия для избытка предложения в этот период. Вторая неопределённость состоит в том, что неизвестно, сколько газа нужно будет Европейскому союзу. В прошлом году потребление в ЕС составило 330 млрд м3, а в 2019–м — 408 млрд. Спрос на газ в Европе в целом сократился примерно на 100 млрд м3, и он имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Но насколько он упадёт — непонятно. Для сравнения: в КНР в прошлом году потребление достигло 405 млрд м3. Один Китай потребляет газа больше, чем ЕС и Великобритания, вместе взятые. Да, там всё хорошо с внутренней добычей, поэтому импортирует Китай около 170 млрд м3. Но импорт увеличивается, потому что спрос на газ растёт опережающими темпами. А так как мы не знаем, сколько газа нужно будет Европе, то не понимаем, насколько критичным для неё будет существующий на данный момент риск перетока газа в Азиатско–Тихоокеанский регион. Но именно с этим риском в первую очередь борются эти европейские ограничения, накладываемые на российский СПГ.
Александр Фролов
заместитель генерального директора Института национальной энергетики, главный редактор "ИнфоТЭК"
Сейчас спросом со стороны стран Азии полностью обеспечен только СПГ–завод "Сахалин–2". В силу особенной позиции Японии и близости Южной Кореи и Китая. Заводы в Арктике и Ленинградской области ориентированы на Европу, причём не только действующие, но и новые. Это неизбежно логистически — расстояние до Европы намного короче, чем до Южной и Восточной Азии. Чтобы перенаправить эти потоки, нужно решить три проблемы. Первое и, наверное, сейчас наиболее болезненное — обеспечить наличие собственного флота газовозов. Для перенаправления потока из Европы в Южную и Восточную Азию требуется увеличить флот примерно в 3 раза при тех же объёмах транспортировки. Нужно много обычных газовозов, без ледовых классов, и это, на мой взгляд, сейчас наиболее острая проблема, которая останется такой ещё не один год, так как Россия сама почти не может строить такие суда. Не считая комплекса "Звезда", который всё равно заточен именно под суда ледовых классов. Вторая проблема — поиск рыночных ниш. Сейчас Россия экспортирует СПГ только в Европу и Северо–Восточную Азию, не считая буквально единичных поставок в другие регионы. А с конца 2025 года мы ожидаем переход мирового рынка СПГ к профициту предложения, и России придётся жёстко конкурировать с другими игроками. И третья проблема — контрактная. Экономика СПГ–отрасли строится на том, что хотя бы половина мощностей завода должна быть законтрактована долгосрочно, на 15−20 лет вперёд. Если этого нет, возникают существенные риски недозагрузки.
Алексей Белогорьев
директор по исследованиям Института энергетики и финансов