Коммерческого движения судов по Сайменскому каналу между Финляндией и Россией не предвидится из-за антироссийских санкций Евросоюза (ЕС).
С такими разъяснениями выступила Пограничная служба Юго-Восточной Финляндии.
На работу Сайменского канала распространяются решения правительства и санкции, введённые ЕС, отметил начальник пограничного управления ведомства Самуэль Сильянен.
Он пояснил, что санкционные решения ЕС запрещают заход российских кораблей в финские порты или шлюзы каналов.
На практике это означает, что владельцы частных судов или прогулочных катеров могут передвигаться по Сайменскому каналу по обе стороны границы, но не пересекать её. В погранслужбе Юго-Восточной Финляндии также заявили, что не получали с российской стороны никаких запросов по поводу открытия канала для коммерческого движения.
Пункты пересечения границы для водного транспорта (Хаапасаари, Сантио и Нуйямаа) остаются закрытыми с 15 апреля нынешнего года. Финские власти ограничили движение по Сайменскому каналу для прогулочных судов, чтобы предотвратить нелегальную миграцию морским путём.
Сайменский канал протяжённостью 43 км (а с учётом подходного фарватера в Выборгском заливе — 57,3 км) проходит через территорию России, при этом РФ принадлежит 34 км водной артерии. Финляндия арендует эту территорию у России с 1962 года. Срок аренды в 2012 году был продлён ещё на 50 лет, до конца 2062 года.
Грузоперевозки по Сайменскому каналу остановили весной 2022 года, при этом годом ранее по каналу было перевезено более 1,2 млн тонн грузов в обоих направлениях. Судоходные компании Финляндии заявляли о кратно возросших издержках из-за неудобных обходных маршрутов по суше в морские порты, а экологи били тревогу из-за возможного ухудшения состоянии водной артерии, если она будет простаивать годами.
В Госдуме звучали призывы к руководству РФ выйти из соглашения с Финляндией по Сайменскому каналу.