В Петербурге хотят изменить правила размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на частной земле.
Авторы законодательной инициативы — депутаты ЗакСа Денис Четырбок и Валерий Гарнец — предлагают ставить НТО на любых земельных участках, независимо от форм собственности, только в соответствии с городской схемой размещения. А те конструкции, которые в неё не включены, подвергать демонтажу. Требования к внешнему виду объектов при этом должны утверждаться правилами благоустройства территории муниципального образования.
Согласно ст. 1 федерального закона №381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схему размещения НТО разрабатывают и утверждают органы исполнительной власти региона и местного самоуправления. В то же время из положений ст. 10 того же закона следует, что порядок размещения и использования НТО на частном земельном участке устанавливается собственником.
"Исходя из этого, если размещение НТО происходит, например, на земельном участке, принадлежащем в качестве общего имущества на праве долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, требование федерального закона №381 в части включения в схему нестационарных торговых объектов на них не распространяется", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как рассказал "ДП" Денис Четырбок, по его мнению, различия в правовом регулировании НТО создают неравные условия осуществления предпринимательской деятельности. "Поступает много жалоб, когда появляются ларьки на частных земельных участках под многоквартирными домами", — говорит он.
Однако в экспертной среде инициатива оценивается не вполне однозначно и вызывает споры. Далеко не все согласны, что полная передача регулирования установки НТО в руки городских властей и муниципалов положительно повлияет на ситуацию.
Председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Владимир Меньшиков указывает, что законопроектом фактически предлагается навязать собственникам правила пользования их же землёй (сооружением). "Предложение крайне опасное, оно ставит под сомнение существование института частной собственности как такового. Получается, жители многоквартирного дома не смогут сами решать, например, хотят ли они закрытый двор с детской площадкой или больше парковочных мест, — отмечает он. — Кстати, требования к внешнему виду не зависят от собственности на землю или на сооружение, они едины для всех".
В то же время Владимир Меньшиков согласен, что в городе действительно есть проблема с размещением незаконных объектов — как на частных участках, так и на городских. Однако обсуждаемый законопроект, по его мнению, данную ситуацию не исправит.
Председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Тихонова–Гришина напоминает, что на рассмотрении в Госдуме уже находится законопроект, согласно которому порядок размещения и использования НТО и мобильных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, устанавливается собственниками с учётом требований и в соответствии с законодательством РФ. Ожидается, что он будет вынесен на первое чтение в осеннюю сессию.
"Предложение депутатов ЗакСа этому противоречит. Думаю, это попытка подогнать всех под действие постановления правительства города №1045 “О размещении НТО…”, из–за которого у предпринимателей возникает множество проблем", — добавляет она.