Трамваи в Петербурге оснастят альтернативой GPS

Автор фото: Тихонов Михаил
Трамвай едет по Сампсониевскому мосту.
В городских трамваях в Петербурге появится технология Сognitive Navigation для определения местоположения транспорта на улицах.
Новая технология разработана компанией Cognitive Pilot. В отличие от GPS-сигнала технологию не заглушают плотная застройка высотных зданий и внешние устройства, сообщила пресс-служба компании-разработчика. Предполагается, что технология поможет в создании автономного движения транспорта.
"Разработанная нами технология позволяет, по данным экспертов, повысить безопасность движения до 20–25%. Аналогов ей в мире мы пока не обнаружили. Рынок таких решений ещё не сформирован, но аналитики считают, что его объём уже в ближайшие 5–7 лет может составить около 1–1.5 млрд долларов", — рассказала генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.
Точное знание координат поможет автономным системам контролировать проезд трамваев через перекрёстки по сигналам светофора. Кроме того, система необходима при торможении и контроле скорости движения. Модули вычислят параметры торможения в первом случае и не дадут превысить заданную скорость на маршруте — во втором. Чтобы модули работали корректно, необходимо знать, в каких точках нужно менять скорость.
"Знание координат трамвая в каждый момент времени — важнейший инструмент обеспечения безопасности движения. Мы умеем вычислять их с точностью до 1–2 см, хотя, в большинстве случаев достаточно иметь точность до полуметра", — уточнил ведущий разработчик Cognitive Pilot Геннадий Савицкий.
Для работы автопилота используется несколько датчиков и специально разработанный математический аппарат, который вычисляет погрешность систем. Среди датчиков GPS, одометрия и инерциальный блок, если перестанет работать какой-то один, то его работу возьмут на себя два других.
Кроме того, в Cognitive Navigation используется антропоморфная модель искусственного интеллекта. Система сравнивает данные системы компьютерного зрения с данными карты местности. Если между системами фиксируется расхождение, то предпочтение отдаётся зрению.
В январе в Петербурге продемонстрировали обновлённый "умный" трамвай проекта 71-923М "Богатырь М", собранный на Невском заводе электрического транспорта им. Пироцкого. Избегать аварий новому трамваю поможет и система с элементами автопилотирования.
Летом трамвай с искусственным интеллектом и без водителя стал участником конкурса профессионального мастерства вагоновожатых в Петербурге. Он показал результаты, сопоставимые с пятёркой лучших по точности остановки перед светофорами, на стоп-линиях и по времени, затраченному на прохождение трассы. Трамвай выполнил все элементы конкурсной трассы, при этом оператор в управление не вмешивался.