Поставщик фруктов из Эквадора взыскал с петербургской компании $749 тысяч

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Южноамериканский поставщик фруктов Frutadeli S. A. взыскал $749 тыс. со своего петербургского контрагента "Троя импорт".

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск эквадорской компании Frutadeli S. A., требовавшей с ООО "Троя импорт" долг за поставку бананов $665,3 тыс. и $122,6 тыс. процентов.
С участниками спора "ДП" связаться не удалось. Однако, как следует из материалов дела, в 2018 году Frutadeli S. A. заключила контракт на поставку бананов с "Троя импорт". В ноябре и декабре 2020 года поставщик передал покупателю шесть партий товара (по 10 контейнеров свежих зелёных бананов сорта "Кавендиш") на $670,3 тыс. Поставку истец подтверждал коносаментами (передача перевозчику Baltic Reefers Ltd), справкой портового агента ООО "Балтик шиппинг эдженси" о получении товара и его выгрузке в порту Петербурга. По версии истца, покупатель заплатил ему только немногим более $5 тыс. В суде "Троя импорт" не отрицала получения бананов, но оспаривала факт заключения договора. По версии ответчика, фрукты ему поставила другая компания из Эквадора — Damascoswett S. A., с ней покупатель полностью расплатился.
Спор по факту заключения договора обусловлен разногласиями между поставщиком и покупателем о цене товара: истец настаивает на $10,15 за одну коробку, а ответчик — на $8,25, указано в материалах дела.
В итоге суд счёл договор заключённым: стороны вели переписку об условиях поставки, истец присылал проект договора ответчику, к тому же стороны начали исполнять свои контрактные обязательства. Кроме того, "Троя импорт" не смогла в суде подтвердить свою версию о покупке бананов у Damascoswett S. A. Арбитраж взыскал с ответчика долг и проценты на него — $748,9 тыс.
"Ответчик занял довольно интересную позицию, используя слабые места в позиции истца, — говорит управляющий партнёр юридической компании “Варшавский и партнёры” Владислав Варшавский. — Основной акцент “Троя импорт” делала на отсутствии договора, заключённого в письменной форме. Также петербургская компания утверждала, что согласованная за товар цена была ниже, нежели заявлял истец".
По словам эксперта, доказательства истца оказались более качественными, поэтому суд и встал на его сторону.
"Ответчику будет затруднительно отменить состоявшееся решение и убедить вышестоящие суды в том, что поставка товара осуществлялась по контракту с иным лицом, перед которым задолженности за поставленный товар не имеется" — так видит Владислав Варшавский перспективы возможного обжалования решения.
Директор Ягодного союза Ирина Козий отмечает, что порты Петербурга являются основными воротами для ввоза бананов из Эквадора в Россию, далее эти фрукты отправляются в самые разные регионы страны — от Москвы до Якутии. Поэтому можно только предполагать объём потребления бананов Петербургской агломерацией. По мнению Ирины Козий, исходя из численности населения можно предположить, что ежегодно в среднем Петербург потребляет не менее 55 тыс. тонн бананов, а Ленинградская область — ещё около 20 тыс. "Скорее всего, реальные цифры несколько выше, так как у жителей Петербурга доходы выше, чем в среднем по стране, а доступность фруктов из личных подсобных хозяйств невелика, поэтому объём покупок бананов и прочих фруктов выше среднего по России", — рассуждает Ирина Козий.
Добавим, что в середине июня Frutadeli S. A. заключила мировое соглашение с ретейлером "Лента", с которого взыскивала $717,9 тыс. долга и процентов за поставку фруктов. Стороны выработали условия в ходе судебного процесса. По условиям мирового соглашения, "Лента" должна выплатить истцу $271,89 тыс. основного долга тремя траншами и компенсировать часть судебных расходов.