Шторм, обрушившийся на Петербург и окрестности 1 июля, нанёс ущерб не только городской инфраструктуре, но и бизнесу. Синоптики обещают "вторую серию" катаклизма 5 июля, а предприниматели срочно думают о страховании рисков. Впрочем, предусмотреть подобный форс–мажор практически невозможно.
Трагическим итогом прошедшего урагана стала гибель женщины и ребёнка в Петербурге, а также молодого мужчины на стройке в Новом Токсово. Во всех трёх случаях причиной смертельных травм стали упавшие деревья. В связи с этим у многих возник вопрос: это ветер был настолько силён или за насаждениями в городе недостаточно хорошо ухаживают?
Зелёная угроза
Всего за 1–2 июля в Петербурге упало 591 дерево, отчитались в городском комитете по благоустройству. К 3 июля рухнувшие деревья убрали с дорожек в скверах, с тротуаров и проезжей части. Вывоз деревьев с газонов продолжается. Основные работы завершат к 6 июля, говорят в комитете по благоустройству Петербурга, а в пригородах — ориентировочно только к 12 июля.
Ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ движения "За права человека" Виктор Федорук говорит, что проблема заключается в старых или больных деревьях во дворах, которые могут упасть при сильных порывах ветра. Но без порубочного билета спиливать их запрещено. Выдачей порубочных билетов в Петербурге занимается управление садово–паркового хозяйства Комблага. Процедура занимает до 20 дней. К тому же, чтобы подать заявление на получение порубочного билета в санитарных целях, требуется приложить протокол осмотра зелёных насаждений, который проводит специальная комиссия. Если нет явных признаков аварийности дерева, то осмотр проводится в течение месяца. Таким образом, для рубки подгнившего дерева во дворе управляющей компании придётся на 1,5 месяца окунуться в бюрократию.
"Нужно сделать послабление и дать УК возможность самим оценивать степень опасности, которую представляет дерево, без обращения в специализированные организации. Не надо ждать, когда это дерево кого–то убьёт во время сильного ветра. Задача УК — увидеть опасность и как можно быстрее её устранить", — считает Виктор Федорук.
При ветре свыше 30 метров в секунду, который обрушился на Петербург, падение деревьев не редкость, утверждают в Комблаге. Зачастую не выдерживают даже здоровые растения из–за намокания и утяжеления кроны. "При этом падают, как правило, деревья с зелёной кроной. Комитет регулярно проводит мониторинг, обследование территорий и санитарные рубки аварийных деревьев. Однако при визуальном осмотре не всегда возможно определить внутренние повреждения ствола и корней — внешне они выглядят здоровыми, но при этом могут иметь дупла и гниль внутри ствола", — поясняют в ведомстве.
И не ходят даже поезда
Изрядно пострадала от стихии транспортная и энергетическая инфраструктура. Некоторых петербуржцев шторм застал в электричках. Вечером 1 июля пригородный поезд застрял на путях в районе станции Лаврики. Пассажиры ждали возобновления движения около 2 часов, после чего вышли на пути и отправились пешком в сторону ближайшей станции. Аналогичная ситуация случилась на перегоне Сестрорецк — Разлив. Из–за упавшего прямо на пути дерева электричка встала, а пассажирам пришлось покинуть поезд. Вечером 1 июля АО "Северо–Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) сообщило об отмене двух вечерних электричек в Петербург из Гатчины и Ораниенбаума и о задержках поездов на Балтийском, Витебском и Финляндском направлениях.
"Возвраты билетов по причинам сбоя в графике движения в настоящее время обрабатываются в рабочем порядке. Процесс длительный, поэтому данные по оформленным возвратам будут сформированы после поступления всех обращений от пассажиров. Пассажир может обратиться спустя некоторое время после сбоя — для этого на станциях и вокзалах необходимо в день сбоя взять справку об опоздании поездов. 1 июля выдано 316 таких справок", — сообщили "ДП" в пресс–службе СЗППК.
Обрыв на линии
Электросетевой комплекс в преддверии шторма вечером 1 июля перешёл в особый режим работы, сообщили "ДП" в пресс–службе ПАО "Россети Ленэнерго". Он предполагает дополнительные дежурства ремонтного персонала, организацию регионального штаба по обеспечению бесперебойного энергоснабжения, запитывание обесточенных потребителей от резервных источников, взаимодействие с МЧС и смежными организациями. Всего в Петербурге и Ленобласти дежурили 117 бригад энергетиков "Ленэнерго", были подготовлены 106 резервных источников питания.
Без обрывов линий, разумеется, не обошлось. В ходе ремонтных мероприятий специалисты "Ленэнерго" восстановили 16 ЛЭП 35–110 кВ и 95 линий 6–10 кВ в нескольких районах области. 2 июля завершились восстановительные работы на системообразующих линиях. В Петербурге кабели в основном проходят под землёй, так что потребители меньше страдают из–за обрывов.
Страховка от природы
Пострадал от непогоды и крупный бизнес. На стройплощадке на проспекте Большевиков упал башенный кран. К счастью, обошлось без жертв. "Строительные работы продолжаются в штатном режиме. Кран восстановлению не подлежит и будет частично отправлен в утиль, а частично — на запчасти", — сообщили "ДП" в пресс–службе "Группы ЛСР", добавив, что кран был застрахован.
Новый подъёмный кран стоит несколько десятков миллионов рублей, говорит генеральный директор ассоциации "Объединение строителей Петербурга" Алексей Белоусов. Среди происшествий прошлых лет, связанных с сильным ветром в Петербурге, он вспомнил падение строительных лесов и заборов. А также случай, когда бетон из бетономешалки пролился на припаркованные рядом машины. Ущерб третьим лицам в таких ситуациях оплачивается из кармана строительной компании. "Многие строители в Петербурге страхуют свои риски. Это не повсеместная практика, но крупные компании стараются это делать", — отмечает Алексей Белоусов.
"Страхование в строительстве используется, как правило, если заказчик этого требует. Например, если это госзаказчик. Но не все заказчики, к сожалению, требуют страховаться. А добровольно подрядчики не очень–то стремятся", — подтверждает президент Союза страховщиков Санкт–Петербурга и Северо–Запада Анатолий Кузнецов.
Среди опрошенных "ДП" представителей крупных строительных компаний Петербурга однозначно заявили о наличии такого рода страховок в RBI. "Конечно, практика страхования строительно–монтажных работ и гражданской ответственности перед третьими лицами для нашей компании постоянна. Но отметим, что у нас не было страховых случаев", — сообщил вице–президент компании по финансам и экономике Алексей Ефремов.
Чтобы не допускать происшествий, компании следят за прогнозами погоды. "Мы внимательно отслеживаем все предупреждения, которые поступают от МЧС. Естественно, на этот период все работы приостанавливаются", — уверяет топ–менеджер группы "КВС" Анжелика Альшаева.
Некоторые компании, например в сфере наружной рекламы, работают над ветрозащитой своего оборудования. "Рекламные щиты мы давно изготавливаем из отдельных компонентов. Это позволяет менять именно пострадавшие узлы и избегать опрокидывания конструкции", — рассказывает коммерческий директор РА "Логика" Евгений Воронков.
Дорогое удовольствие
Наиболее незащищённым в подобных ситуациях, как правило, оказывается микробизнес. Если из–за стихийного бедствия в регионе был введён режим чрезвычайной ситуации, то пострадавшим полагаются меры поддержки: кредитные каникулы, денежные выплаты из бюджета и т. д. Но в случае с ураганом в Петербурге режим ЧС не вводился, поэтому пострадавшим предпринимателям не стоит рассчитывать на компенсации от властей. Конечно, если на торговый павильон или фасад здания упало дерево, пострадавший может пытаться взыскать компенсацию с собственника земли, на которой оно росло. Но для этого ещё необходимо доказать, что содержание территории было ненадлежащим.
"Имущество можно застраховать от стихийных бедствий. Однако это не значит, что можно быть полностью уверенным в страховке. В данной сфере очень много нюансов, которые страхователю могут быть сразу непонятны, но будут играть существенную роль при компенсациях. Важно, чтобы были прописаны конкретные риски, а не общие фразы вроде “стихийные бедствия” и “опасные явления природы”. Фразу “сильный ветер” страховщики могут также трактовать по–разному: у некоторых есть критерий — например, скорость от 14 м / с", — поясняет соруководитель практики защиты прав инвесторов компании "Интерцессия" Анастасия Чумак.
Председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Владимир Меньшиков добавляет, что затраты на страхование имущества весьма высоки. Если предприниматель на это идёт, то он может оказаться вынужден поднимать цены на свои товары и услуги, чтобы не уйти в минус. Так что большинство страховкой пренебрегают. "В случае погодных катаклизмов малый бизнес благодаря своей большей гибкости может быстро и без дополнительных бюрократических сложностей восстановить свою деятельность", — считает эксперт.
Однако некоторые страховщики всё же отмечают рост интереса к страхованию со стороны именно малых и средних предприятий. "За 2023 год в нашем филиале было заключено более 5 тыс. договоров страхования имущественных рисков предприятий. За 6 месяцев 2024 года таких договоров уже более 3 тыс. Все страховые продукты для представителей малого и среднего бизнеса комплексные, включают основные риски, в том числе стихийные бедствия. Но согласно нашей статистике, риск стихийных бедствий не самый частый. Пожары, заливы от соседей, противоправные действия третьих лиц происходят гораздо чаще", — рассказал "ДП" ведущий андеррайтер центра обслуживания клиентов Северо–Западного регионального центра САО "РЕСО–Гарантия" Никита Кочуев.
Держите стулья!
Экстремальная погода повлияла на работу ресторанов. Как рассказали "ДП" в пресс–службе компании "Теремок", 1 июля сеть ресторанов столкнулась со снижением выручки на 7%. "Что касается последствий урагана, наши рестораны в целом не сильно пострадали. Одна из точек была вынуждена закрыться на час из–за обрыва линии электропередачи, но городские службы оперативно устранили проблему. В нескольких ресторанах потребовался небольшой ремонт крыш и входных групп, но эти работы были выполнены в кратчайшие сроки, что позволило нам вернуться к нормальному режиму работы", — поделились там.
Так как сильный ветер в Петербурге всё же не редкость, то рестораны, у которых есть открытая терраса, уже привыкли быстро справляться с такими ситуациями. Cобственница и шеф–повар ресторана EAT ME, находящегося в пространстве Seno, Яна Кузнецова рассказала, что, как только поднялся ветер, персонал стал убирать мебель с открытой террасы на втором этаже и перемещать гостей в зал. "Конечно, оформление внешней части тоже было убрано, однако некоторые элементы не удалось снять, и они были немного подпорчены. Но всё было исправлено благодаря оперативной работе менеджера", — говорит она.
Управляющий панорамным баром "Небо и вино" Глеб Никитин тоже отметил, что персонал срочно убрал с большой террасы всё, что может улететь, и пересадил гостей под крышу, где они вполне спокойно могли наслаждаться зрелищем живописных молний на фоне петербургских крыш.
“
В пятницу, 5 июля, погодная ситуация, похожая на ту, которая наблюдалась в понедельник в Петербурге, ожидается в Ленинградской области. В Тверской и Новгородской областях развивается очень активная конвективная деятельность на атмосферном фронте, что может привести к ливням, грозам, возможен крупный град, а также шквалистое усиление ветра до 22–27 м / с. Есть даже вероятность образования смерчей на территории региона как в ночь на 5 июля, так и в пятницу. Петербург аналогичные природные явления пока не захватывают. Однако прогнозировать, как долго картина будет спокойной, нельзя, поскольку ситуация в атмосфере неустойчивая. Этим летом наблюдаются колебания, и есть вероятность, что город на Неве вновь ощутит на себе их последствия. Для Петербурга погодная ситуация, подобная той, которая наблюдалась в понедельник, 1 июля, явление довольно редкое. В отличие от соседнего региона — Ленинградской области, где похожее наблюдается каждое лето. Для отдельных городов там характерно усиление шквалистого ветра до 30 м / с. В последние годы, согласно метеорологическим наблюдениям, всё чаще фиксируется вероятность смерчей в регионе.
Александр Колесов
главный синоптик Петербурга
“
Возможно страхование как строительной техники, так и строящегося объекта, материалов и оборудования на строительной площадке, в том числе и от рисков стихийных бедствий. Также возможно страхование гражданской ответственности строительной компании перед третьими лицами. Практически любой договор страхования имущества предприятия или строительно–монтажных работ включает в себя гибель / утрату / повреждение застрахованного имущества в результате стихийных бедствий. Возмещение убытков третьим лицам в случае установления вины компании–клиента происходит по полисам страхования ответственности. Стоимость страхования строительной техники по полному пакету рисков, включая риск стихийных бедствий, составляет обычно 0,4–0,8% в год, строящегося объекта — 0,025–0,1%. Большинство крупных компаний оформляют такие полисы как минимум для строительной техники. В том числе из–за того, что чаще всего эта техника приобретена в лизинг и оформление полиса — требование лизинговой компании. При серьёзном росте частоты страховых случаев стоимость страхования может быть пересмотрена, но пока рано говорить о таком росте.
Екатерина Зенченко
управляющий директор департамента андеррайтинга имущественных видов страхования юридических лиц компании "Ренессанс Страхование"
“
В случае с микропредприятиями (например, нестационарными торговыми объектами) предприниматель не может получить на них страховку, эта возможность не предусматривается арендодателем в части статуса объекта. Единственный вариант обезопаситься — застраховать жизни персонала (продавцов). Раньше это было частой практикой. Однако сегодня предприятия сталкиваются с большой текучкой кадров, поэтому такие траты невыгодны. У более масштабного малого бизнеса в этом плане возможностей защититься больше.
Янина Тихонова–Гришина
председатель РОО "Содействие малому бизнесу"
“
При организации работы коммунальных служб крупных городов очевидна проблема реагирования на подобные катаклизмы. Всё, что делается в таких случаях, — вывод ночных смен днём. Одномоментное усиление приводит к провалу работ по устранению проблем позже. Ключевая проблема состоит в том, что коммунальные службы не готовятся к экстремальным погодным условиям и не имеют необходимой штатной и материальной базы. Несмотря на то что мы эти события называем экстремальными, они должны учитываться и планироваться при организации работы коммунальных служб. Но этого не происходит.
Сергей Креков
лидер движения "Народный жилищный инспектор"
В подготовке материала также принимали участие Александр Лобановский, Павел Никифоров и Евгений Петров