Расходы петербургского бюджета начали расти быстрее доходов

Расходы петербургского бюджета в первом полугодии росли опережающими темпами по сравнению с доходами. Как следствие, профицит сократился. А вместе с ним — возможности Смольного иметь финансовую подушку на вторую часть года.

Вице–губернатор Петербурга Алексей Корабельников в своём телеграм–канале отрапортовал о предварительных итогах исполнения бюджета города за первое полугодие. Виден рост поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Доходы выросли на 14% — до 618 млрд рублей, расходы — на 18%, до 562 млрд.
НДФЛ прибавил 32%, имущественные налоги увеличились на 9%. Вместе с тем снизились поступления от налога на прибыль, доля которого в доходах городской казны упала с 41 до 32%. А главное — расходы увеличивались опережающими темпами по сравнению с доходами. Это привело к снижению профицита на треть по сравнению с первым полугодием 2023–го, до 56 млрд рублей. Как следствие, сокращается "финансовое плечо" комитета финансов на второе полугодие.

Доходами жителей всё активнее наполняют бюджет

Больше всего в первом полугодии радовал НДФЛ. Поступления по нему выросли на треть, или на 55 млрд рублей. С одной стороны, это очевидный результат роста доходов населения: среднемесячная номинальная заработная плата в Петербурге, по данным Росстата, в годовом выражении прибавила 6%, превысив 103 тыс. рублей. Ежегодно растёт и численность работающих граждан (см. инфографику). Вероятно, приросту помогли и незначительные суммы по налогу с депозитов, который в этом году граждане впервые платят после его введения в 2020–м.
НДФЛ постепенно восстанавливает свою значимость в доходной части бюджета: сейчас на него пришлось 37% всех доходов городской казны, тогда как годом ранее это был 31%. Впрочем, всего несколько лет назад вклад НДФЛ достигал 42%.
За 2024 год чиновники запланировали получить НДФЛ на 459 млрд (+9% по сравнению с 2023–м). Но не исключено, что причина роста сборов НДФЛ не столько в зарплатах, сколько в активизации налоговых органов по поиску неучтённых доходов населения. И безусловно, принуждению к его выплате. Косвенно о повышении правосознания налогоплательщиков может говорить и бурный прирост зарегистрированных самозанятых (по Петербургу +7% с начала года, свыше 652 тыс. человек).

Сверхдоходы из–за высоких ставок

По первоначально утверждённому бюджету, доходы петербургской казны в 2024 году должны составить 1,18 трлн рублей, расходы — 1,337 трлн. Таким образом, дефицит бюджета запланирован в размере 157,8 млрд. Это не окончательные цифры, и они традиционно корректируются ближе к осени.
В последний раз у города фактический дефицит был в 2020 году (39,6 млрд). Начиная с 2023–го чиновники закладывают перерасход в каждый проект годового бюджета, но в прошлом году отчитались о профиците. На 2025 год запланирован дефицит 70 млрд, на 2026–й — 43 млрд.
Пока же на 1 июля у Петербурга профицит 56 млрд рублей, что на треть меньше, чем удалось накопить в прошлом году (82,2 млрд). Но по традиции второе полугодие "съедает" гораздо больше доходов, чем первое.
Расходная часть пока освоена на 42%, в денежном эквиваленте город увеличил траты на 22% (за год нужно потратить 1,34 трлн рублей). Сравнительно недавно появились дополнительные затраты — отменили плановое повышение тарифов ЖКХ, из–за чего придётся увеличить размер субсидий ресурсоснабжающим организациям. И для родителей отменили плату за детские дошкольные учреждения.
Компенсировать дефицит или дополнительные траты, возможно, получится в том числе сверхдоходами от размещения временно свободных средств бюджета на депозитах в коммерческих банках. За первые 5 месяцев 2024 года, например, город уже получил дополнительно 17 млрд рублей, что в 1,7 раза больше, чем за первое полугодие 2023–го. Впрочем, ставки по депозитам в прошлом году стали расти только после августа. Для сравнения: за весь 2023 год за счёт депозитов город заработал дополнительные 34,37 млрд.
Не менее активно Комфин Петербурга размещал деньги на депозиты и в июне. Последний аукцион был проведён на 10 млрд рублей под 17,15% годовых со сроком 55 дней.

Почему падают поступления от налога на прибыль

Чуть более тревожной выглядит ситуация с налогом на прибыль организаций. Его доля в доходной части снизилась — с 41 до 35% на начало июля текущего года (в 2022–м, напомним, она доходила до 51%). И на текущий момент в бюджет по нему поступило всего лишь 197 млрд, или 47% от годового плана. По сравнению с первым полугодием 2023 года объём отчислений снизился на 11%.
В 2024 году по налогу на прибыль бюджет рассчитывает получить 416 млрд рублей, что на 36 млрд больше, чем в 2023–м. Пока корректировки утверждённых цифр не анонсированы. Однако, как известно, крупнейший городской налогоплательщик, "Газпром", в мае отчитался о впервые полученных за последние 25 лет убытках. А значит в этом году оставил Петербург без налога на прибыль. А ведь ещё относительно недавно, в 2022–м, заплатил около 200 млрд рублей.
Так, если в 2021 году бюджет города по налогу на прибыль получил 230 млрд рублей, то в 2022–м — сразу 448 млрд. Напрямую чиновники не связывали подобный успех с перерегистрацией газового монополиста в августе 2021–го в Петербурге, но косвенно было очевидно, что именно он помог с ростом показателей.
Сегодня из–за падения поступлений по налогу на прибыль чиновники продолжают сетовать на отменённый с 1 января 2023 года институт групп консолидированных налогоплательщиков (КГН). По данным "ДП", в Петербурге в КГН входили не менее 13 местных компаний из 379 по стране, среди которых "Газпром", Ижорский трубный завод, "МегаФон финанс", институт "Гипроникель". В 2022 году бюджет города получил от участников КГН 232,5 млрд рублей в виде налога на прибыль (47% всего объёма поступлений по данной строке дохода). В 2023–м, после отмены, — чуть более 80 млрд (22%).
"Прирост поступлений наблюдается по всем основным доходным источникам, за исключением налога на прибыль организаций, — заявляет Алексей Корабельников. — При этом снижение фиксируется только по бывшим участникам КГН. Основной круг налогоплательщиков демонстрирует рост поступлений на 5,4%".
По итогам на 1 июля видно, что общий сбор НДФЛ и налога на прибыль организаций даже больше, чем год назад. При этом показатель по НДФЛ возрос, а по налогу на прибыль — уменьшился. Это говорит о том, что бизнес увеличивает фонд оплаты труда и, как следствие, растут и налоговые отчисления. Идёт планомерная работа с бизнесом и со стороны налоговой инспекции по увеличению зарплат работникам. При работе с ЕНП бухгалтерия перераспределяет налоги на растущую зарплату, в результате растущие затраты уменьшают доходы предприятия, прибыль становится меньше и налог на неё — тоже. Ещё одним фактором является то, что многие предприятия сейчас начали длинные инвестиционные проекты и несут большие расходы при использовании как собственных средств, так и заёмных. В последнем случае предприятия платили за кредиты 10–12% годовых на протяжении 2023 года, а сейчас это уже 19–22%, и прибыль уходит на обслуживание дорогих кредитов. Таким образом, высокая ключевая ставка бьёт и по собираемости налога на прибыль.
Алексей Балашов
заместитель председателя комитета по финансовым рынкам СПб торгово–промышленной палаты
Сравнивать полугодие с полугодием сейчас не совсем корректно, особенно в такой нестабильной политической и экономической ситуации. Итоги очевидны, то есть изменения бюджетных показателей текущего года логичны, в том числе по причине отмены института КГН. В 2023 году поступления по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ (и в частности Петербурга) от бывших участников КГН снизились до 80%, в 2024–м — до 60%, а к 2026–му их больше не будет. Кроме того, доходы бывших участников КГН (речь идёт о "Газпроме") значительно сократились в связи со снижением цен и объёмов экспортируемой продукции нефтегазового сектора. Мы наблюдаем отрицательную динамику финансовых результатов из–за санкционных ограничений. В связи с этим налоговые поступления от прибыли также существенно снизились. Ситуация была предсказуема, поскольку уже в прошлом году было очевидно, что отсутствуют факторы, которые могут повлиять на увеличение поступлений от налога на прибыль в бюджет города. Объёмы доходов по НДФЛ увеличились, но это не предотвратило снижение уровня бюджетного профицита: падение поступлений налогов на прибыль пока несоразмерно росту доходной части бюджета за счёт НДФЛ. Кроме того, мы наблюдаем увеличение расходов, связанных с реализацией различных инфраструктурных проектов и закупками города по контрактам.
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге