С 2025 года IT–компании будут платить налог на прибыль по ставке 5% вместо 0%. Другие льготы для сектора сохраняются, поэтому скачка цен на рынке не ждут.
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, они в том числе предусматривают установление ставки налога на прибыль для IT–компаний 5% на 2025–2030 годы. С 2022 года аккредитованные Минцифры IT–компании фактически налог на прибыль не платили, ставка для них была установлена в размере 0%.
При этом пока для IT сохраняется льготная ставка на страховые взносы. Она составляет 7,6% в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов, далее — 0%.
Инфоповод для цен
Большинство представителей опрошенных "ДП" IT–компаний считают, что к каким–то серьёзным изменениям в работе отрасли новая ставка не приведёт. Она всё равно существенно ниже, чем для компаний других сфер, которые с 2025 года будут платить надог на прибыль по ставке 25% (сейчас она составляет 20%).
Впрочем, некоторые IT–компании выпадающие 5% могут переложить на конечного потребителя. "Увеличение налога на прибыль для IT–компаний с 0 до 5% снизит инвестиционную привлекательность отрасли ровно на эти 5%. Следует ожидать, что IT–компании заложат эти проценты в стоимость продукта для клиента. Это простая математика и требование бизнеса по сохранению эффективности. Это касается и стартапов, и крупных компаний", — считает руководитель по бюджетному управлению AdTech–экосистемы Hybrid Иван Алёхин.
Но есть и противоположные мнения. Так, исполнительный директор ALMI Partner Дмитрий Паршин отмечает, что после обнуления налога на прибыль 2 года назад IT–компании не уменьшали стоимость своих программных продуктов и услуг. Поэтому сейчас они обладают достаточным финансовым запасом. В этой ситуации смысла увеличивать цены на ПО и стоимость IT–услуг в условиях сверхконкурентного российского IT–рынка нет.
“
"IT–компании в России замкнуты в контуре внутреннего IT–рынка, что делает массовое повышение цен на ПО и IT–услуги маловероятным. Это не исключает возможного повышения цен отдельными IT–компаниями, которые оказывают эксклюзивные услуги или продают уникальное ПО. Но в этих случаях повышение цен, скорее всего, никак не связано с увеличением налога на прибыль. Скорее всего, рост налоговой ставки послужит информационным поводом для оправдания повышения стоимости ПО и IT–услуг, которое в любом случае произошло бы по причине особого положения на рынке отдельных вендоров", — подчеркнул Паршин.
Такого же мнения придерживается финансовый директор Linx Виктория Гальдина. Она уверена, что повышение налога не отразится на развитии отечественных продуктов и инвестициях в развитие. Для IT–компаний гораздо большую значимость играют льготы на страховые взносы. "Даже если ряд компаний решит частично переложить новые расходы на своих клиентов, то изменение стоимости будет несущественным. При этом льготная ставка по страховым взносам установлена на бессрочной основе и, я считаю, является намного более значимой поддержкой для IT–компаний, так как оплата труда сотрудников — одна из основных статей расходов компаний–разработчиков".
Всё взаимно
Иван Алёхин обращает внимание, что 15% от суммы собранных с компаний налогов на прибыль распределяются в федеральный бюджет, а 85% уходят в региональные бюджеты, то есть прибавка налога для IT–сферы поддержит региональные бюджеты. "Впрочем, поскольку большая часть сотрудников IT–компаний и так работает не в столице, функцию насыщения регионов деньгами IT–компании выполняют. Кроме того, повышение налога обеспечит равновесие между интересами инвесторов и собственными интересами IT–компаний".
Финансовый директор компании "Аладдин Р. Д." Юрий Трусов отмечает, что государство продолжает прикладывать значительные усилия для развития IT, поэтому без денег компании не останутся: "Существующие меры поддержки — гранты и субсидии, безусловно, оказали позитивное влияние как на отрасль в целом, так и на отдельные сегменты: они действовали и продолжают действовать эффективно. Теперь, после определённого укрепления рынка, государство посылает отчётливый сигнал — пришла пора отплатить взаимностью".
Генеральный директор SimpleOne Сергей Чуканов говорит, что труднее всего будет небольшим компаниям. "Крупные компании с диверсифицированным портфелем продуктов и услуг легче адаптируются к новым условиям. Они имеют больше ресурсов для оптимизации своих процессов и поддержания необходимого уровня инвестиций. Мелкие игроки и стартапы будут ощущать более сильное влияние на возможности реинвестирования", — говорит он.
Влияние налоговых новаций будет отличаться для разных секторов IT, считает генеральный директор vStack Евгений Карпов.
"Например, компании, занимающиеся разработкой высокотехнологичных решений, которые требуют значительных вложений в НИОКР, могут столкнуться с большими трудностями. В то же время компании, предоставляющие IT–услуги, могут легче адаптироваться за счёт более гибкой структуры затрат", — отмечает он.
COO "Девелоники" (входит в ГК Softline) Руслан Аксяитов добавляет: рынок за 2 года уже стабилизировался — уход западных вендоров отработан, IT–проекты сосредоточены на создании и дополнении отечественного пула решений.
"Можно вспомнить про инициативы, звучавшие ещё в начале этого года. А именно — поднятие ставки до 7% или возможный потолок её роста более чем 20%, который, по мнению российских аналитиков, ожидавших бурный рост отрасли в ближайшие годы, также не повлиял бы на инвестпривлекательность проектов. Поэтому ставка 5% звучит как приемлемый вариант для всех участников".