Покупатели iPhone в России могут столкнуться с новыми рисками

Автор фото: vostock-photo

Депутаты предлагают запретить продажу в РФ устройств с непредустановленным магазином приложений Rustore. Остановятся ли продажи iPhone и не придётся ли перепрофилироваться сервисам, работающим с продукцией Apple?

В конце июня в Госдуму внесён законопроект об обязательной предустановке российского магазина приложений RuStore на планшеты и телефоны, которые ввозятся в Россию. Соответствующие поправки предполагается внести в закон "О защите прав потребителей". Авторами законодательной инициативы выступили три сенатора и пять думских депутатов.
Как известно, для всех устройств под управлением операционной системы Android магазин приложений RuStore доступен. "В свою очередь отдельные производители устройств (прежде всего смартфонов и планшетов Apple) на уровне лицензионных соглашений с пользователями и сторонними разработчиками приложений продолжают устанавливать запретительные условия, ограничивая возможности установки таких приложений из независимых источников, а также доступ приложений к отдельным функциям устройств и (или) операционной системы, навязывая тем самым использование исключительно сервисов и магазина приложений самого производителя устройства. Ограничения относятся также и к возможности осуществления платежей пользователями", — отмечают авторы поправок в пояснительной записке.
В первую очередь действие закона, если он будет принят, действительно распространится на продукцию Apple. У производителя iPhone своя закрытая экосистема, она — одна из основных фишек компании. Очевидно, что американский бренд, продукция которого и без того ввозится в Россию лишь по схеме параллельного импорта, требованиям российских законодателей не подчинится.
Впрочем, именно из–за того, что айфоны поступают в страну без разрешения производителя, предустановить на телефон необходимое приложение не станет проблемой для компаний, торгующих такими гаджетами, считают эксперты.
"Продукция, как и раньше, будет завозиться параллельным импортом и так же продаваться. Вероятно, разработчики приложения RuStore сделают приложение для iOS и сервисы будут устанавливать его самостоятельно", — считает генеральный директор магазина оригинальной техники Apple и Dyson "Ремэпл" Сергей Жуков.

Почему iPhone по–прежнему покупают в России

Очевидно, что потребители, покупающие ввезённую через параллельный импорт продукцию, идут на определённый риск. Устройства продаются без гарантий производителя, неизбежны сложности с ремонтом и т. д. Тем не менее подобные проблемы не сильно сказываются на объёмах продаж продукции Apple.
В январе 2024 года "яблочные" смартфоны стали самыми популярными устройствами в категории по количеству заказов, писали "Известия". Продажи в январе 2024 года увеличились на 71% в деньгах и на 58% в штуках относительно января 2023 года.
Отчасти результат начала года связан с эффектом низкой базы. До того как были настроены каналы параллельного импорта, продажи техники Apple сокращались. По данным GS Group, в I квартале 2023 года было ввезено 700 тыс. iPhone, что на треть меньше, чем годом ранее. В начале 2022 года компания удерживала долю рынка на уровне 14% и занимала третье место по объёму импорта среди всех брендов. На старте 2024–го, по данным "Известий", эти позиции были восстановлены: доля гаджетов Apple вновь достигла 14% всего российского рынка смартфонов.
Среди основных причин сохраняющейся популярности iPhone — привычка пользователей к операционной системе iOS и экосистеме Apple. Все данные пользователя привязаны к этой экосистеме, и он вынужден при смене устройства оставаться в ней.
Именно по этой причине сервисные центры, работающие с продукцией Apple, ещё долго будут обеспечены клиентурой. Тем более что вместе с поставками самих гаджетов удалось наладить и поступление запчастей.
"Пик тревожности наблюдался в пандемию, когда закрылись склады в Китае. Тогда был скачок курса и перебои с поставками, но это было не критично из–за непродолжительности ситуации, — вспоминает руководитель сети петербургских сервисных мастерских Trigger Алексей Бородин. — Ведь были складские запасы у нас и у промежуточных поставщиков. Сейчас проблем с поставками нет, за исключением товаров с низким спросом и узкой направленностью. Поставки лишь немного видоизменились. И цены, конечно. И это касается не только запчастей, но и сопутствующего оборудования".

Как запчасти для гаджетов поступают в РФ

Основная сложность с поставками комплектующих заключается не столько в усложнившейся логистике, сколько в финансовых возможностях компаний, которые в последние годы сжались.
"Рынок не статичен: большая часть поставщиков ушла с него по ряду причин. Наш сервис потерял крупного поставщика PartsDirect, но есть множество организаций, которые официально и легально поставляют товары из–за рубежа, поддерживаемые авторизацией, — рассказывает Алексей Бородин. — Есть крупные оптовики, которые работают непосредственно с Китаем и сортируют товары для мелких оптовиков и розницы. Некоторые используют неординарные способы добычи комплектующих, например покупают б/у устройства, которые после этого распродают на запчасти".
Сообщения об ограничениях в отношении присутствия техники Apple на рынке РФ за последние годы поступали не раз. И всегда подобные новости нервируют и пользователей устройств, и поставщиков, и сервисные компании. Но рынок быстро находит легальные пути решения проблем.