Окно возможностей: как и для кого развивают сегодня свои продукты ИТ-компании

Автор фото: vostock-photo

Что для отечественного ИТ-рынка является перспективным, какие высокотехнологичные решения сегодня востребованы и в чём залог успеха в бизнесе? Об этом "ДП" рассказал Александр Наумцев, генеральный директор российской ИТ-компании BIA Technologies, которая уже десять лет разрабатывает отраслевые решения для автоматизации и цифровизации бизнеса.

ИТ-рынок в России сегодня — какой он? Какие важные изменения происходят?
— За последние два года рынок сильно трансформировался. На это оказали влияние ряд факторов, в частности, уход зарубежных ИТ-компаний и курс на импортозамещение внутри страны. Большое внимание государство стало уделять ИТ-специалистам, их квалификации. Появились различные возможности для изучения технологий. Бизнес начал интересоваться отечественным ПО, в результате вендоры стали уделять внимание повышению качества своих продуктов, распространению их внутри государства. О себе смогли заявить и совсем небольшие компании, предложить рынку интересные решения. Различные фонды, в том числе государственные, сегодня способствуют продвижению таких идей и продуктов.
Александр Наумцев, генеральный директор российской ИТ-компании BIA Technologies
Какие актуальные точки роста ИТ-компаний вы можете назвать?
— Пожалуй, они сейчас есть везде. Например, внедряется много цифровых решений внутри разных ИТ-организаций. Если продукт оказывается успешным, то вполне можно найти, где его применить на рынке.
Активно продолжает развиваться государственный сектор, в том числе агропромышленное направление. Кроме того, ретейл регулярно осваивает новые технологии различного характера: от роботизации и оптимизации ПО до автоматизации каких-то отдельных процессов.
Одним словом, в России для сферы ИТ текущая ситуация является окном возможностей, которое нужно использовать.
Как за время работы трансформировалась компания и её продуктовый портфель?
— Компания была создана в 2014 году в Петербурге. Изначально у нас в приоритете находилась именно разработка на базе 1С, а также сопровождение и производительность 1С. В этом у нас была и есть сильнейшая экспертиза в стране. Со временем стек технологий расширялся. В команду вошли разработчики веб и мобильных приложений. Затем к нам присоединились эксперты по сопровождению ЦОДов (серверного и сетевого оборудования). Таким образом, мы увеличили свой портфель, который BIA Technologies представляет до сих пор.
Мы также расширили и своё географическое присутствие — открыли филиал в Омске, затем в Москве. Компания развивалась в соответствии с запросами и вызовами времени, и даже, можно сказать, шла на шаг впереди. Это позволило нам достигнуть сегодняшнего высокого уровня.
Кто основные заказчики решений вашей компании в настоящее время? Какие отрасли хотелось бы привлечь сильнее?
— Мы решаем задачи автоматизации бизнес-процессов на производственных предприятиях, в компаниях агропромышленного сектора, торговли и дистрибуции, транспорта и логистики.
У нас есть собственный Центр экспертизы в области Искусственного интеллекта и математической (комбинаторной) оптимизации бизнеса. Мы предлагаем клиентам решения с использованием инструментов имитационного моделирования, интегрированного планирования и BI (бизнес-аналитика).
Отмечу, что сегодня решения становятся межотраслевыми. Часто внедрённый в одной отрасли продукт можно предложить с небольшими доработками бизнесу в другой сфере.
В вашей практике такое было?
— Да, мы не раз убеждались в полезности решений, которые пробовали и тестировали сами. Тогда мы действительно предлагали их вовне. Одним из первых было создание собственного продукта, который используется для мониторинга производительности систем на базе 1С. Его развивали наши энтузиасты внутри компании — изначально для решения собственных задач, а сегодня мы его уже вывели на рынок и предлагаем клиентам. Другое решение, которое появилось внутри компании — система управления бизнес-процессами. В этом году мы вошли в рейтинг крупнейших игроков рынка BPMS 2022 систем по версии CNews, а модуль для проектирования систем 1С стал отличительной особенностью нашей BPM-системы.
Сфера ИТ и 1С высококонкурентная. Чем руководствуется бизнес при выборе ИТ-партнера?
— Сейчас при переходе крупных отечественных компаний на решения 1С, они столкнутся с выбором к кому прийти, чтобы быть уверенными в конечном результате. Любому владельцу бизнеса, который собирается переходить на 1С, важно знать, что ему внедрят систему, которая будет успешно работать и приносить пользу.
У нас для этого есть необходимые компетенции. Мы доросли до того, чтобы начать учить других. В связи с этим решили открыть у себя профессиональные школы специальностей, для чего разрабатываем образовательные программы. В частности, запускаем школы тестировщиков, разработчиков 1С для того, чтобы наполнять рынок ИТ-специалистами, а также принимать в свою компанию высококвалифицированные кадры.
Какие ещё задачи вы ставите перед компанией на ближайшие годы?
— В своей стратегии мы сейчас используем максимальную прозрачность отношений. Основной же целью нашего проектного офиса является не просто формальное выполнение задач от заказчика, но и максимально глубокое погружение в его проблематику, в имеющиеся бизнес-процессы, индивидуальный подход к реализации продукта.
Также в приоритете — технологическое развитие, использование ИИ, RPA (программные роботы), оптимизация всех этапов работы и применение разных инновационных решений, которые позволяют нам сохранять свои позиции на рынке.
В чём залог успешной работы на рынке любой ИТ-компании?
— Люди, процессы, корпоративная культура, поддержка, прозрачность целей и, конечно, глубокая экспертиза, знания, опыт, которые используются на практике — всё это бесспорные составляющие успеха.
Какой должна быть современная ИТ-компания? Что может помочь достичь желаемых результатов?
— Главная гордость и ценность компании — это ее люди. Важно заботиться сотрудниках и делать всё возможное, чтобы работа приносила положительные эмоции и помогала развивать потенциал каждого. Для этого, в том числе, необходимо разработать систему материальной и нематериальной мотивации — это поддержит стремление к самообразованию и поможет сформировать корпоративную культуру.
От того, где трудится команда также зависит очень многое. Важным фактором здесь является атмосфера в компании: желательно, чтобы она была ненавязчивой, свободной и позволяла сотрудникам заниматься любимым делом. Не меньшее внимание стоит уделить организации пространства, наличию достаточного количества помещений, в том числе относящихся не только к работе. Офис должен быть функциональным и полезным для сотрудников.
И, конечно, немаловажно найти "своего" заказчика. Как бы вы охарактеризовали идеального клиента?
— В первую очередь, это тот, кто хочет внедрять инновации у себя, оптимизировать процессы, кто "горит" идеей. Ещё важно, чтобы клиент понимал, чего он хочет, и разбирался в вопросе. А мы поможем ему осуществить задуманное.
Что такое ИТ лично для вас?
— Сфера, в которой каждый может реализоваться сам и воплотить свою идею. В целом ИТ — это сейчас всё, что нас окружает, это важная составляющая жизни каждого человека. Ведь мы уже не можем себе представить ни дня без всевозможных электронных сервисов и приложений. Сфера информационных технологий стала для нас неотъемлемой частью, которая делает жизнь более удобной.