В суровых условиях: россияне закупают беспилотники на фоне ограничений на полёты

Автор фото: Сергей Ермохин

Число гражданских дронов в России значительно увеличилось, хотя небо для них по–прежнему закрыто в 70 регионах страны.

Федеральные власти фиксируют значительный рост числа регистраций гражданских малых беспилотников (весом до 30 кг). Во II квартале 2024 года их поставлено на учёт почти 16,3 тыс. штук, что на 51% больше, чем в январе–марте. Больше всего дронов зарегистрировали владельцы из Москвы (1669), Петербурга (534) и Красноярского края (276).
По итогам полугодия пользователи из Петербурга зарегистрировали 1317 малых беспилотников, из Москвы — 3742, следует из материалов ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ".
Всего же в России на конец июня в базе данных учёта числится более 104 тыс. гражданских дронов весом до 30 кг. Более 70% из них принадлежат физическим лицам и около 30% — компаниям (более подробно см. инфографику). "Тяжёлых" беспилотников (с максимальной взлётной массой более 30 кг) пока меньше. Росавиация с января по конец мая зарегистрировала 109 единиц.
Напомним: сегодня в стране государственному учёту подлежат беспилотники массой от 250 г до 30 кг, а более тяжёлые дроны — государственной регистрации с занесением в спецреестр воздушных судов.
В свою очередь увеличивается и число эксплуатантов беспилотников. Росавиация недавно сообщила о четырёхкратном росте их количества с сентября 2023 года. Если в начале прошлой осени такой статус был у 12 компаний, то сейчас — у 49, совокупный же флот оценивается в 800 беспилотников, рассказал замглавы ведомства Андрей Потёмкин. Сертификат эксплуатанта позволяет компаниям оказывать с помощью дронов коммерческие услуги. "Потенциал числа эксплуатантов, если брать в расчёт учтённые беспилотники, на сегодняшний день — под тысячу", — добавил он (цитата по ТАСС).
Эти данные свидетельствуют о том, что рынок даже в сложных геополитических условиях начали осваивать государственные и коммерческие игроки. На данный момент чаще всего используют именно малые дроны — для мониторинга или контроля. Например, в июле Роскадастр в Петербурге получил первые 25 гражданских дронов для аэрофотосъёмки. Уже готовятся и поправки в федеральное законодательство, чтобы снимки и видео, сделанные беспилотниками, имели юридический вес.

В условиях "закрытого неба"

Между тем сегодня и в Петербурге, и в Ленинградской области полёты беспилотников запрещены. Тем, кто вошёл в список исключений, перед запуском необходимо оформить разрешение, а иногда и несколько (зависит от цели полёта дрона, его веса, локации и предполагаемой высоты полёта).
В Ленинградской области полёты официально запрещены с мая 2023 года. Исключение сделано для органов государственной и муниципальной власти, а также для компаний, работающих по государственным контрактам. Но и им для запуска нужны разрешения: для полёта над населённым пунктом — местного муниципалитета, в приграничной зоне — территориального органа Федеральной службы безопасности, при высоте запуска более 150 м — оперативного штаба региона и Единой системы организации воздушного движения РФ. Полёт дрона для аэрофотосъёмки согласовывают Генштаб РФ, военный округ и ФСБ. Также требуется лицензия на гостайну и на геодезическую деятельность. А запуск тяжёлых дронов нужно в обязательном порядке согласовывать в оперштабе Ленобласти за 20 рабочих дней. Штрафы за нарушения достигают 50 тыс. рублей для граждан и до 300 тыс. — для юридических лиц.
В Петербурге небо для беспилотников также полностью закрыто (на данный момент с 27 апреля до конца 2024 года) — с аналогичными исключениями, как и в соседнем регионе. Дополнительно над центральной частью города бессрочно установлена зона ограничения полётов и несколько запретных зон. Например, воздушное пространство дополнительно ограничивали над локацией, где проходил Петербургский международный экономический форум.
До недавнего времени воздушное пространство в Петербурге осваивали не особенно активно. Так, по официальным данным, в 2023 году в городе было выдано около 60 разрешений на полёты беспилотников.
Между тем, по оценкам властей, в городе сконцентрировано 30% компаний страны, занимающихся разработкой и производством дронов. Поэтому отрасль развивается, а в ближайшее время оказать ей помощь готов и Смольный. Так, в июле городской технопарк получил статус научно–производственного центра для беспилотников. По словам гендиректора "Технопарка Санкт–Петербурга" Олега Якимова, площадка сможет предоставить полноценную инфраструктуру поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации беспилотников в режиме "одного окна". Масштабировать проект и запустить аналогичную площадку в особой экономической зоне "Санкт–Петербург" планируется в 2026 году.

Под крылом государства

Федеральные власти также уделяют пристальное внимание беспилотной отрасли. В августе 2023 года в России запустили национальный проект "Беспилотные авиационные системы". Он призван сформировать гражданский рынок дронов и помочь игрокам рынка локализовать производство так, чтобы отрасль не зависела от поставок иностранных компаний.
В июле куратором нацпроекта утвердили нового главу Минпромторга Антона Алиханова. Транспортный блок теперь закреплён за вице–премьером Виталием Савельевым. В середине июля во время его рабочей поездки на Сахалин стало известно, что упомянутый выше нацпроект актуализируют и обновляют.
Как отметил чуть ранее председатель правительства России Михаил Мишустин, беспилотникам нужно обеспечить полёты в едином воздушном пространстве, а также сократить время их сертификации и упростить процедуры её получения.
Но, вероятно, развиваться в "теоретических" условиях отрасль будет не так уж долго. Игроки рынка уже нащупывают новые возможности и в текущих условиях. Так, на недавнем проектно–образовательном форуме "Архипелаг–2024" на Сахалине научно–производственное предприятие "Радар ммс" и АО "ГЛОНАСС" договорились вместе развивать технологии связи и высокоточного позиционирования. Предполагается, что их проект позволит дронам успешно летать и в режиме "закрытого неба". В том числе эксплуатанты смогут подтверждать маршруты беспилотников для всех надзорных ведомств.
Решить планируется и проблему отсутствия в стране доверенной системы мониторинга и способа идентификации "свой — чужой" для беспилотников. Продвижение и в этом направлении уже есть. К концу 2025 года Росавиация планирует завершить научно–исследовательские работы по созданию государственной системы предотвращения столкновений дронов и пилотируемых воздушных судов. После этого её передадут Минпромторгу для опытно–конструкторских работ. Эта система должна стать частью механизма по интеграции гражданских дронов в единое воздушное пространство страны.