Santa-Wildberries: как конфликт в руководстве маркетплейса скажется на бизнесе

Автор фото: "ДП"

Крупнейший интернет-магазин, которым пользуются миллионы россиян, привлёк к себе внимание громким бизнес-скандалом. Всё началось со сделки, которая должна была превратить Wildberries в площадку мирового масштаба, а закончилось обвинениями в рейдерском захвате и угрозами развода. Впрочем, возможно, ситуация только начинает развиваться.

Wildberries работает над созданием новой цифровой платформы, которая будет действовать на территории России, бывшего СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока, Индии и Китая. По подсчётам пресс-службы маркетплейса, пользователями могут стать более 5,8 млрд человек. Таким образом, новый проект Wildberries стал бы конкурентом AliExpress (не работает в Китае), Alibaba (продаёт оптовые партии товаров), SHEIN (перестал доставлять в Россию) и популярного американского сайта Amazon.
"Интернет-торговля сегодня фактически не имеет границ, и сейчас идёт настоящая борьба за клиента в мировых масштабах: можно заказать любой товар из любой страны мира, и вам его привезут. Российские компании интернет-торговли активно выходят на зарубежные рынки и с успехом выдерживают эту конкуренцию, — при этом создавая колоссальный экспортный потенциал. Расширение географии присутствия цифровой платформы — это прежде всего расширение возможностей российских производителей и селлеров, это возможность для них не только выйти за пределы своего региона, но и страны, возможность освоить новые рынки и получить новых клиентов", — рассказал президент АКИТ Артём Соколов.
Главным партнёром в создании глобальной платформы стал оператор наружной рекламы Russ Outdoor. Выбор партнёра вызвал вопросы у экспертов: выручка Russ Outdoor за прошлый год составляла по разным от 28 до 38 млрд рублей, а Wildberries — почти 539 млрд. Несмотря на это сделка была заключена, а продавцов предупредили, что им будет нужно принять оферту с новым юрлицом, созданным Wildberries и Russ Outdoor.
На этом этапе разразился корпоративный конфликт с привлечением главы региона. Совладелец маркетплейса Владислав Бакальчук попросил помощи у главы Чечни Рамзана Кадырова. Сделка обозначалась как рейдерский захват, а богатейшая предпринимательница России, как было сказано, "ушла из дома и связалась с непонятной компанией". Ответ Татьяны Бокальчук перевёл конфликт в семейную плоскость: это развод, а сделка, и совершалась она с ведома Владислав Бакальчука, чья доля составляет 1%.
"Ситуация крайне серьёзная. Развод является лишь прикрытием для происходящих событий. На самом деле идёт ожесточённая борьба за самый инвестиционно-привлекательный актив. Конкурирующие стороны применяют агрессивные стратегии и методы, чтобы завладеть этим активом, что приводит к серьёзным конфликтам и рискам для всех участников. Обострение конфликта может привести к значительным финансовым потерям и негативным последствиям для рыночной репутации вовлечённых сторон", — рассказал "Деловому Петербургу" эксперт, который пожелал остаться анонимным.

Развод и его последствия

Татьяна Бакальчук заявила о расторжении брака, но её муж утверждает, что соответствующее заявление ещё не подано. Большинство деталей известно со слов супругов. Владислав Бакальчук рассказывает, что жена ушла из семьи несколько месяцев назад, 1 апреля, но так и не начала оформлять документы.
Кроме того, Владислав Бокальчук рассказал, что у супругов, заключивших брак в 2000 году, не было брачного договора. При этом интернет-магазин был создан уже во время супружества, в 2004 году.
"Изменить режим совместной собственности можно только брачным договором, но стороны заявляют о том, что брачного договора нет. Соответственно, мы предполагаем общность имущества супругов, но не знаем, достоверно, так ли это. Имущество считается совместным априори, и не имеет значения, в каком соотношении доли у супругов. В случае, если один из супругов подаст иск о разделе имущества, есть большой шанс получить 50% доли. Чтобы получить все доли Wildberries, Татьяна Бакальчук должна доказать, что имущество, например, приобретено за счёт её собственных средств", — объясняет партнёр петербургской коллегии адвокатов Ивановы и партнёры", кандидат юридических наук Ксения Швед.
Эксперт добавляет, что иногда нажитое имущество распределяется с учётом значимости его для одного из супругов, например, с учётом влияния вложений в него или заинтересованности в данном имуществе. Соответственно, второй супруг получает справедливую компенсацию. В таком случае Владислав Бакальчук может получить какие-то другие активы, а Татьяна по-прежнему остаться владельцем Wildberries в соответствующих долях, как у неё сейчас есть.
Автор: Сергей Булкин/ТАСС
Помимо Wildberries у Бакальчуков семеро общих детей. Информация о том, где они, несколько противоречива. Татьяна Бокальчук заявила, что младшие дети отдыхают с её матерью, а старшие в неназванном "другом городе". В то же время telegram-канал "SHOT Проверка" публикует фотографии отца с детьми и утверждение, что сейчас Владислав Бакальчук занимается детьми в Турции. Это может быть важным, потому что при разводе решается и то, с кем останутся дети.
"В случае расторжения брака решение должно приниматься с учётом того, с кем останутся дети. В российском праве есть статья о том, что сторона, с которой остаются дети, имеет право заявить о непропорциональном разделе имущества супругов, чтобы защитить интересы несовершеннолетних. Если все семь детей останутся с одним из родителей, я уверена, что сложилась такая ситуация. Поскольку основному воспитывающему взрослому потребуется много ресурсов, чтобы воспитывать этих детей", — напоминает Ксения Швед.
Впрочем, даже после заявлений о разводе, брак может быть сохранён. Суд всегда объясняет сторонам возможности примирения, заключения мирового соглашения. Ксения Швед рассказывает, что на практике, большая стоимость имущества часто становится сдерживающим фактом, который позволяет сохранить семью.

Возможное влияние на бизнес

В январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России оценила долю Wildberries на рынке в 47%. На втором месте оказался Ozon с 35,5%. Вместе два маркетплейса заняли 80%, что позволило ФАС признать их положение доминирующим.
Количество продавцов на этих маркетплейсах вместе оценивалось в 550 тыс. в декабре прошлого года. По прогнозу, к концу этого года число селлеров на площадках должно было достигнуть 700 тысяч, то есть вырасти в полтора раза. Также выяснилось, что на Wildberries 56% магазинов продают одежду, обувь и аксессуаров против 35% продавцов этой же ниши на Ozon.
Эта статистика, как и количество фирменных пакетов Wildberries на улицах, показывает, что для российских покупателей и продавцов маркетплейс стал важной частью повседневной и деловой жизни. На данном этапе конфликта большинство экспертов, опрошенных "Деловым Петербургом", затруднились ответить, как корпоративный скандал повлияет на рынок. Однако некоторые предположения всё же были высказаны.
Пункт выдачи Wildberries.
Автор: Ермохин Сергей
"Уже произошла смена юридических лиц. Есть риск, что могут не рассчитаться с партнёрами по товару и за услуги", — не исключил основатель и генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков.
Учредитель "ПИА Недвижимость" Максим Ельцов отметил, что пока что ситуация никоим образом не сказывается на работе продавцов, поставщиков, складских объектов и пунктов выдачи заказов Wildberries. Как дальше будет развиваться эта история, предсказать сложно.
"Теоретически можно предположить, что всё это может дойти вплоть до сценария "Юлмарта", когда внутрикорпоративный конфликт привёл к исчезновению самого крутого на тот момент ретейлера. Напомню, что и Wildberries, и Ozon только через несколько лет начали повторять то, что успешно делал "Юлмарт", в том числе запуская огромную сеть ПВЗ. Сейчас Wildberries и Ozon реализуют ту модель, которая была у "Юлмарта" задолго до того, как это стало нормой для рынка. Но будем надеяться, что Wildberries удастся избежать заморозки операционной деятельности, удастся сохранить операционные показатели, позицию на рынке, клиентов и пр. и не скатиться в негативный сценарий. Уверен, что все стороны конфликта понимают важность этой задачи и приложат усилия к максимально мирному его урегулированию", — предположил эксперт.

Петербургские склады

Конфликт в Wildberries произошёл спустя 7 месяцев после крупного пожара на складе Wildberries в Шушарах. Январское возгорание тушили по пятому, максимальному уровню сложности, поскольку огонь охватил 50 тыс. м2. Ущерб составил около 10–11 млрд рублей.
"Экономический ущерб от пожара был крупным, но не требующим одномоментного покрытия. Точная оценка требует анализа финансовой отчетности. В моменте он для компании не критичен, но отрицательный эффект здесь будет носить пролонгированный характер, и безусловно отрицательно влиять как на годовой финансовый результат, так и на темпы реализации планов развития бизнеса. Здесь можно для сравнения привести пример пролёта сверхзвукового самолёта, когда вы видите, как он пролетает, а звуковая волна приходит позже. Отрицательный финансовый результат от пожара будет медленно и пролонгировано "накрывать" компанию, проявляясь в отчётной финансовой документации, — отметил кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Президентской академии в Петербурге Дмитрий Десятниченко.
Маркетплейс почти сразу начал ликвидировать ущерб. В феврале на Московском шоссе открылся новый сортировочный центр, даже просторнее сгоревшего. Через два года планируется ввести в эксплуатацию новый склад в Красном Бору в Ленобласти площадью 154 тыс. квадратных метров. Эксперты полагали, что после завершения проектов, Wildberries может войти в топ–5 крупнейших собственников складов Петербурга и Ленобласти. А складов в Петербурге не хватает.
Церемония подписания соглашения о строительстве нового склада. Губернатор Александр Дрозденко и основательница Wildberries Татьяна Бакальчук.
Автор: t.me/drozdenko_au_lo
"Wildberries был и остаётся значимым игроком рынка складской недвижимости Петербурга. До строительства собственного распределительного центра в Шушарах маркетплейс во многом определял и формировал рынок аренды: помимо больших объёмов законтрактованных площадей для собственных нужд, партнёры Wildberries также искали помещения рядом с распределительными центрами. Сейчас у компании остаётся два арендованных блока на 39 тыс. м2, а площадь собственных складских помещений компании в ближайшее время увеличится больше чем в два раза", — рассказал старший консультант департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Кирилл Вечер.
Эксперт добавил, что маркетплейс также планирует запустить пилотный проект по строительству спекулятивного проекта и выйти на рынок как арендодатель. Общая площадь складов, принадлежащих Wildberries, в ближайшие два года может достигнуть 300 тыс. м2.
"На наш взгляд, корпоративный конфликт Wildberries пока никак не отразится на рынке. Их склад в Шушарах почти полностью восстановлен и готовится начать работу. Также в индустриальном парке М10 ускорены темпы строительства нового распределительного центра. Офиса у команды Wildberries в Петербурге по-прежнему нет", — сообщила консультант департамента складской и индустриальной недвижимости компании Maris Екатерина Оркина.
Новый склад Wildberries заработал в Шушарах в феврале
Автор: Ермохин Сергей
Дмитрий Десятниченко напоминает, что особенность бизнеса подобного вида — обязательная необходимость придерживаться модели непрерывного расширения, втягивая в этот процесс как заработанные самостоятельно, так и дополнительно привлекаемые финансовые ресурсы. Здесь наблюдается положительный мультипликативный эффект, позволяющий быстро развиваться и масштабироваться при условии высокой маржинальности текущей операционной детальности. Но, с другой стороны, предупреждает эксперт, в случае серьёзных сбоев, это мультипликатор никуда не исчезает. Только работает он теперь на усиленное торможение, а не ускорение развития. Этот процесс мог быть одним из нескольких факторов, которые подтолкнули компанию к объединению бизнесов с Russ. Сделка могла бы стать новым импульсом для развития, а также сделать более гибкой и вариативной финансовую модель
"Уход Wildberries маловероятен. Кроме того он не может быть одномоментным. Другие игроки будут с радостью занимать его нишу, а им также потребуются дополнительные складские площади. Поэтому, даже если дисбаланс и возникнет, то он будет носить достаточно кратковременных характер. В среднесрочной перспективе это не окажет существенного влияния на сегменты строительства и аренды сладов", — резюмировал Дмитрий Десятниченко.