Однако сильно сэкономить на еде и услугах у них не получается.
В конце июля Петростат традиционно публикует серию отчётов, посвящённых статистическим итогам прошлого года. Хотя сейчас эти данные сложно назвать актуальными, тем не менее они дают возможность окинуть некоторые тенденции 2023 года единым взглядом и оценить их в динамике по сравнению с предшествующими периодами.
Затянули пояса
Годовой доход петербургских домохозяйств в пересчёте на одного человека за 2023 год составил 561 тыс. рублей. Это всего на 1% (около 7 тыс. рублей) больше, чем было в 2022–м. Стоит заметить, что, по оценке Росстата, годовая инфляция за 2023 год составила 7,42%, так что сравнение получается явно не в пользу кошельков петербуржцев.
Интересно, что среднегодовые расходы в пересчёте на одного члена домохозяйства за 2023 год, по сравнению с 2022–м, сократились на 9%, составив 451,2 тыс. рублей. То есть в условиях, когда доходы не спешат расти бурными темпами, люди предпочитают ужимать свои потребности.
Читайте также:
Финансы
Рост инфляции в России продолжится до осени
Происходит это главным образом за счёт потребительских расходов. Если в 2022 году они занимали 83,4% всех трат среднего петербуржца, то в 2023–м — 82,1%. На налоги, сборы и тому подобные платежи стабильно уходит около 12% личного бюджета. А вот графа "другие расходы", конкретное содержание которой понять затруднительно, внезапно выросла с 4,3 до 5,3%.
Сами по себе эти данные мало что говорят, однако они имеют некоторую ценность в сравнении с показателями соседнего региона. В Ленинградской области среднегодовой доход домохозяйств в пересчёте на одного человека значительно уступает Петербургу и едва превышает 408 тыс. рублей. Но при этом его рост с 2022 года составил 9%. Соответственно, слегка выросли и средние расходы — на 7%.
И опять–таки доля потребительских трат немного сократилась (с 83,8 до 82,8%), налогов и сборов жители региона платят примерно столько же, а загадочные "другие расходы" выросли с 3,8 до 4,5%. В целом складывается впечатление, что петербуржцы предпочитают больше откладывать "на чёрный день" или же чаще пользуются разного рода серыми схемами оплаты товаров и услуг, которые проходят мимо официальной статистики. У областных жителей таких возможностей меньше, хотя незначительное, но всё же сокращение доли потребительских расходов может указывать на те же тенденции.
Продуктовая корзина
В структуре потребительских расходов прежде всего бросается в глаза доля трат на продовольственные товары. В Петербурге она заметно выросла (в 2022 году была 28,2%, в 2023–м — 31,8%), в Ленинградской области почти не изменилась (была 36,8%, стала 36,4%). Показатель, традиционно болезненный для российской экономики. Считается, что если жители страны тратят на покупку продуктов больше четверти личного бюджета, то уровень их жизни невысок. На это можно возразить, что в данном случае речь идёт о доле именно в потребительских расходах.
Однако в другом отчёте Петростата можно найти сведения и по доле трат на продукты (включая питание вне дома) от всего бюджета домохозяйства. Для Петербурга это 29,9%, для области — 33,7%. К этому можно добавить и покупку алкогольных напитков (1,4% в Петербурге, 1,5% в области).
Кстати, выводы российских статистиков совпадают с подсчётами их европейских коллег. Летом 2023 года аналитическая компания Picodi опубликовала рейтинг стран по доле расходов на питание (учитывались только продукты и безалкогольные напитки).
Подсчёты были сделаны для 105 развитых государств. Россия заняла в этом перечне 69–ю позицию с показателем 29%. Первую пятёрку составили США (6,7%), Сингапур (8,4%), Великобритания (8,7%), Ирландия (9,2%) и Швейцария (9,9%).
Смягчить эти пессимистичные выводы может статистика затрат петербургских и областных домохозяйств на питание вне дома. И в том, и в другом случае они составили 4,3% от общего объёма потребительских расходов. Но если для Петербурга это означает лишь восстановление просевших за последнее время позиций 2020 года (тогда тоже было 4,3%), то в Ленинградской области это объективный рост.
В 2020 году областные домохозяйства тратили на кафе и рестораны всего 2,5%.
Без культуры никуда
Рынок потребительских услуг в Петербурге за 2023 год вырос на 15,3% и составил 906,2 млрд рублей. Больше всего увеличился спрос на услуги в сфере культуры (+48,4%), медицины (+40,3%) и транспорта (+31,4%). Снижение зафиксировано у специализированных коллективных средств размещения (–10%), туристских (–7,7%), телекоммуникационных (–3,3%) и жилищных услуг (–2,4%).
В области объём платных услуг, оказанных населению, составил 137,2 млрд рублей, что на 10,2% больше, чем в 2022 году. Лидерами оказались физическая культура и спорт (+124,3%), услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам (+85,9%), а также специализированные коллективные средства размещения (41,8%). При этом сокращения не произошло ни по одному из направлений.