Петербург продолжает ограничивать работу кикшеринга, но полностью отказываться от его услуг не планирует. Тем временем участники рынка надеются, что развитие инфраструктуры позволит отменить запреты.
Власти Петербурга на неделе ввели новые ограничения для сервисов кикшеринга, с 1 августа в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах запрещено парковать арендные электросамокаты. Теперь парковки самокатов размещены на границах этих районов, а центр города превратился в транзитную зону, по которой можно проехать, но где нельзя завершить поездку. Соответствующие поправки внесены в соглашение между комитетом по транспорту и участниками рынка.
Количество арендных самокатов в Петербурге планомерно увеличивается с момента их появления в 2019 году. По данным Комтранса, тогда в городе насчитывалось всего 2 тыс. единиц такого транспорта. Уже через два года их стало больше в 6 раз, а стороны подписали первое соглашение, регулирующее работу кикшеринга, в дальнейшем оно ежегодно обновлялось.
Однако всё новые и новые ограничения не решили главную проблему. Число самокатов продолжает расти (к началу текущего сезона оно уже приблизилось к 46 тыс.), а значит, увеличивается и связанная с ними аварийность. Осенью прошлого года Петербург стал лидером по количеству смертельных ДТП с участием самокатчиков.
Ситуацию усугубляют почти отсутствующие дорожки для средств индивидуальной мобильности, которые не просто разместить на центральных улицах из-за их узости и больших пешеходных потоков. Очевидно и то, что проблему не решают вмешательство правоохранителей, уголовные дела и изъятия самокатов за неправильную парковку.
Вместе с тем Смольный не хочет идти по парижскому сценарию, то есть отказываться от кикшеринга. В мае Горизбирком отклонил заявку активистов на проведение референдума за полный запрет самокатов. Вместо этого власти рассчитывают получать доход с работы сервисов.
Размещение самокатных парковок на границе центральных районов.
Как теперь ездить на самокате по центру СПб
Пользователи по-прежнему могут совершать поездки по четырём центральным районам, за исключением запретных зон, таких, как Невский проспект, Дворцовая площадь и Петропавловская крепость. Всего в городе на данный момент 36 локаций, где запрещена езда на арендных СИМ.
Комтранс рассматривает электросамокаты в первую очередь как транспорт первой и последней мили. Однако в городском центре надобности в них нет, считают в ведомстве.
"Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы обеспечены общественным транспортом — там расположены 27 станций метрополитена, 79 автобусных, 17 трамвайных и 33 троллейбусных маршрутов", — подчёркивает в комментарии "Деловому Петербургу" заместитель председателя комитета Дмитрий Ваньчков. Он также добавляет, что расширение зоны с запретом парковки не планируется.
Насущный вопрос — что делать, если во время поездки по центру разрядится самокат или случится другой форс-мажор. Как объясняет оператор Whoosh, в таком случае клиенту нужно обратиться в службу поддержки. После этого сервисная команда заменит батарею и переместит СИМ на парковку.
"Если же пользователь решит просто оставить самокат, не завершая поездку, то через 15 минут самокат самостоятельно пошлёт сигнал в систему. Его так же заберёт сервисная команда, а пользователь получит штраф. При первом нарушении 500 рублей, при повторном — 1000 рублей, а в дальнейшем мы заблокируем аккаунт", — отмечают в компании.
Аналогичным образом действует оператор "МТС Юрент". Сервис усилил службу скаутов, которая следит за порядком и оперативно убирает оставленные самокаты из запретной зоны. Штраф за парковку в неположенном месте также составляет 500 рублей.
Компания также выступила за снижение числа арендных самокатов. Там объявили о сокращении собственного парка в Петербурге в полтора раза и призвали другие сервисы привести количество устройств "в соответствие с возможностями инфраструктуры города".
Какую инфраструктуру для самокатов будут развивать в СПб
Одновременно с введением новых ограничений власти и бизнес договорились о совместном развитии инфраструктуры, необходимой для СИМ. При этом кикшеринг выразил готовность софинансировать строительство.
Как пояснили в Комтрансе, участники рынка решили создать инфраструктурный фонд на базе Ассоциации операторов микромобильности, средства которого пойдут на возведение объектов для СИМ. Механизм взаимодействия компаний и города ещё предстоит проработать.
В Whoosh считают, что с решением инфраструктурных вопросов отпадёт необходимость ограничений, в том числе в центре города.
"Мы понимаем, что перевод четырёх районов в транзитный режим работы является лучшим решением в условиях действующей инфраструктуры конкретных районов. Решение временное — параллельно с этим будут разрабатывать целевые проекты по интеграции микромобильности в пространство этих инфраструктурно сложных районов: парковочные хабы вне узких тротуаров и велополосы", — отмечают в компании, что представители отрасли уже разработали и сейчас обсуждают несколько предложений.
Как уточнили в "МТС Юрент", что речь идёт о 7-летней программе по развитию велоинфраструктуры с участием трёх операторов кикшеринга. Параллельно компания реализует внутреннюю стратегию по повышению безопасности движения.
"Одно из ключевых мероприятий — взносы на инфраструктуру и безопасность, когда 1 рубль с каждой поездки сервис направляет на строительство велополос, создание парковок в городах присутствия. В том числе — в Санкт-Петербурге", — отмечает участник рынка.
Зачем нужна велоинфраструктура
Операторы кикшеринга ещё в июле предлагали своё участие в создании инфраструктуры. Начальный объём вложений компаний составлял 50 млн рублей, в перспективе его предполагалось увеличивать. Идея пришлась по душе не всем представителям власти. Депутат Заксобрания Алексей Цивилёв увидел в инициативе корыстные мотивы бизнеса и предложил ему вместо софинансирования программы платить налоги в городской бюджет.
"Я хотел бы напомнить, что концепция создания велодорожек до 2030 года стоит 30 млрд. сумма там несопоставима с тем, что они хотят вложить разные категории весов. Это капля море", — заявил парламентарий.
Пример создания выделенной полосы операторами кикшеринга уже есть Москве. Компании за счёт своей прибыли нанесли разметку, проект был утверждён городом.
"Там не очень удачный пример самой инфраструктуры, её дизайна и планирования. Но прецедент, что операторы могут скидываться и создавать такое, уже существует. Другое дело, что Петербургу тоже предлагали, но местные депутаты сочли это взяткой почему-то", — отмечает урбанист Аркадий Гершман.
По его словам, появление электросамокатов на улицах обострило имевшиеся транспортные проблемы. По мнению эксперта, общественный транспорт Петербурга не справляется со своей задачей, поскольку люди не имеют возможности быстро добраться из одной части города в другую.
"Если бы была нормальная развитая транспортная система, если бы улицы были безопасные и дружелюбные для всех по умолчанию, и что важно — с велоинфраструктурой, то скорее всего такого роста пользования <самокатов> и таких проблем город не имел", — подчёркивает урбанист.
По данным Комтранса, сейчас в Петербурге функционирует 44 веломаршрута общей протяженностью 150,3 км. Концепция развития велодвижения предполагает обустройство ещё более 600 км к 2030 году. Как будут участвовать операторы кикшеринга в реализации стратегии, пока непонятно, но очевидно, что бизнес заинтересован в этом.