Отпускной сезон в разгаре, и сколько бы мы ни фиксировали подъём внутреннего туризма, значительная часть сограждан продолжает предпочитать зарубежные пляжи. В одну лишь Турцию в январе–июне россияне, по данным Ассоциации туроператоров, совершили почти 2,7 млн визитов. А значит для миллионов соотечественников актуальным остаётся вопрос альтернативы наличным деньгам за границей. Самая доступная альтернатива — карты китайской платёжной системы UnionPay. Их продолжают выпускать многие российские банки. Правда, по мере расширения западных санкций за границей теперь работают карты лишь четырёх из них — Россельхозбанка (РСХБ), Газпромбанка, Примсоцбанка и Азиатско–Тихоокеанского банка.
И вот с РСХБ произошла метаморфоза. 17 июля банк в telegram–канале объявил, что расчёты по его картам UnionPay за рубежом с 19 июля будут приостановлены, и рекомендовал туристам оперативно снять наличные. Причина не указывалась. Вообще к таким сообщениям мы уже привыкли: как только вводится новая порция санкций, российские банки сразу информируют клиентов, что UnionPay из международной карты превращается по сути во внутреннюю. А здесь, пожалуй, впервые банк выступил с подобным обращением без видимого информационного повода.
После этого РСХБ закрыл на сайте возможность заказа новых UnionPay. Один из его конкурентов в этом сегменте — Примсоцбанк — тут же повысил с 3 тыс. до 4 тыс. рублей стоимость выпуска карты. Плюс к этому ежегодное обслуживание обходится ещё в 1 тыс. рублей. К слову, в РСХБ карта бесплатная.
Время шло, но ни 19 июля, ни в последующие дни клиенты РСХБ никаких проблем за рубежом не испытывали. В своих сообществах в соцсетях и мессенджерах они делились чеками из магазинов и банкоматов Стамбула, Дубая, Бангкока, Будапешта и т. д. А 30 июля банк выпустил в Telegram оптимистичное сообщение: "Карты UnionPay от РСХБ продолжают работу за границей!" И возобновил выпуск новых карт.
Что это было? "КоммерсантЪ" 18 июля предположил, что китайский ICBC (основной расчётный банк UnionPay) во избежание американских вторичных санкций отказался работать с РСХБ. Если это так, РСХБ оперативно сумел найти в КНР другого клирингового партнёра. Так что история завершилась благополучно. Другое дело, надолго ли всё это. На любую санкцию найдутся новые методы обхода. А на новый метод — новая санкция. И эта гонка становится бесконечной.