Сведения об участии России в Первой мировой войне — а к ней страна присоединилась 110 лет назад — крайне скудны. Тем событиям посвящён единственный музей в РФ — в Ратной палате в Пушкине.
Первого августа по старому стилю, 14–го по новому, Российская империя вступила в Первую мировую войну. Или — Великую войну, как её именовали в современных тем событиям публикациях.
В отечественной истории и культуре масштабное событие, оказавшее прямое ли, косвенное ли влияние на все сферы человеческой жизни и деятельности на всех континентах, трактовалось как война империалистическая и братоубийственная, её участники — носители огромного объёма информации — после Октябрьской революции либо покинули страну, либо были физически уничтожены, а с ними исчезала и память о прошлом. И единственный на сегодня российский музей истории Первой мировой войны находится в Ратной палате в Пушкине.
Вдова мецената
Летом 1911 года в Царском Селе открылась выставка, посвящённая двухвековому юбилею этой резиденции. И к этой дате императору преподнесли чрезвычайно щедрый дар.
Елена Третьякова, вдова Сергея Третьякова — предпринимателя, благотворителя, коллекционера и сооснователя вместе со старшим братом Павлом знаменитой московской галереи — передала масштабное собрание гравюр, лубков, картин, архивных документов, оружия и ещё множество других предметов, объединённых одной темой — войны.
Часть полученного отправили в библиотеку, часть — в дворцовое управление, но, чтобы с ним могли ознакомиться не только приближённые к Николаю Второму лица, а все желающие, было принято решение о создании музея истории русских войн. Строительство здания, которое специально проектировали по такому случаю, тоже профинансировала Елена Третьякова.
Палата–хранилище
Название у будущего музея было амбициозным — Палата–хранилище собрания "Войны России". Там планировали собрать информацию о всех войнах, которые вела Россия на протяжении своей истории.
Идея проекта принадлежала молодому архитектору Семёну Сидорчуку, уже успевшему к тому моменту поработать на строительстве Дворцового госпиталя и в царскосельских парках. Главный спонсор музея Елена Андреевна Третьякова предложила вдохновляться творениями отечественного зодчества XV–XVII веков: от Грановитой и Приказной палат до Поганкиных и Солодежни.
3 мая 1913 года прошла памятная закладка, место для которой выбрал лично Николай Второй. Строительство началось тем же летом и двигалось ударными темпами. В конце того же года уже шли лепные и скульптурные работы и готовились расчёты по внутренней отделке и установке всего необходимого.
Музей оснастили по последнему слову тогдашней техники: император обожал всевозможные новинки и, конечно, не преминул использовать имеющиеся возможности и в этом случае. В здании провели вентиляцию и электрическое освещение, обогревались помещения посредством калориферного отопления.
Всё изготавливали на местных предприятиях — Машиностроительном заводе братьев Кертинг и фабрике "П. И. Оловянишников и сыновья". И уже весной 1914 года часть преподнесённого собрания переехала в новый музей.
Галерея георгиевских кавалеров и закрытие музея
Дальнейшие планы по строительству существенно откорректировала начавшаяся война. Коллекция же начала стремительно расти, пополняясь новыми предметами и объектами: военными трофеями, картинами, изданиями. Дошло до того, что в какой–то момент ими оказались заняты не только предназначенные для хранения пространства, но и другие помещения и даже коридоры.
Спустя год после начала Первой мировой князь Путятин подал императору высочайшую записку, в которой предлагал создать галерею портретов воинов, награждённых георгиевскими крестами. По аналогии со знаменитой галереей героев Отечественной войны 1812 года. Причём акцент делался на представителях нижних чинов, о чьих подвигах следовало знать обществу. Предложение приняли с благосклонностью и одобрили. Художники В. А. Поярков, И. Б. Стреблов, М. Г. Кирсанов, С. Е. Девяткин писали свои работы как непосредственно с натуры, так и по фотографиям и словесным описаниям.
До настоящего времени дошло почти шесть десятков портретов, которые можно увидеть в Государственном историческом музее, Военно–медицинском музее и Военно–историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Первая мировая война, обе революции, Гражданская война ощутимо отразились на участи музея. После октября 1917 года ни о каких государях в названиях и речи быть не могло: Палату переименовали в "Народный музей Великой войны 1914–1917 гг.". Военные трофеи на время перестали быть музейными экспонатами и вновь применялись по своему прямому назначению. А после того как Великая война была объявлена империалистической, дальнейшая судьба бывшей Ратной палаты оказалась предрешена. Богатейшую коллекцию распределили по столичным музеям и архивам, а здание впоследствии передали Агроинституту. Восстановления исторической и культурной справедливости пришлось ждать почти целое столетие.
Новая Ратная
В начале нулевых было принято решение о создании музея истории Первой мировой войны. Пока в Европе не позволяли забыть об этой катастрофе, в Советском Союзе старательно уничтожали её следы, представляя что причины, что следствия в искажённом виде. Но справедливость всё–таки восторжествовала: в 2008 году Ратную палату передали Государственному музею–заповеднику "Царское Село", дав старт масштабной работе по реконструкции, реставрации и техническому переоснащению здания. К 100–летию Великой войны и в России наконец появился музей, чья экспозиция полностью посвящена одному из самых значимых событий ХХ столетия. Сбор экспонатов шёл всем миром — на аукционах и в частных коллекциях, у организаций и неравнодушных граждан. Сегодня объём коллекции составляет несколько тысяч единиц, включая образцы военной техники, выставленные во внутреннем дворе.
В 2022–м и 2023–м здесь проходил масштабный фестиваль "Киноистории", на котором прошло несколько десятков лекций киноведов, историков авиации, искусствоведов и показали несколько десятков кинокартин — художественных, документальных, хроникальных, так или иначе связанных с темой Первой мировой войны. В этом году фестиваль состоится уже в третий раз, с расширенной программой: помимо киноисторий, о сюжетах Великой войны расскажут языком современного искусства и театра.
Чем дальше мы все оказываемся от событий более чем столетней давности, тем слабее они отзываются, а значит память о прошедшем постепенно истончается. И Ратная палата в этом случае становится важнейшим местом, точкой сбора для всех, кто не желает мириться с вероятным развитием событий и лишиться воспоминаний.