Делить на части: требования к сервисам покупок в рассрочку ужесточат

Автор фото: Vostock-photo

В Госдуму поступил законопроект, который существенно ужесточит требования к сервисам покупок в рассрочку.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 декабря 2025 года. Законодатели оставляют себе время на принятие новых мер регулирования, а также дают возможность участникам рынка BNPL подготовиться.

Что изменится в работе сервисов рассрочки

C помощью сервисов BNPL (с англ. — buy now, pay later — "покупай сейчас, плати потом") продавцы сразу получают полную стоимость покупки на счёт. Покупатели же могут оплачивать товар частями.
Первые такие сервисы в РФ появились в апреле 2021 года. Их часто путают с кредитными продуктами вроде "Халвы" и "Плайта" (Совкомбанк), Paystep (Центр финансовых технологий), "Заплатить по частям" ("Юмани"), "Озон Рассрочка" ("Озон") и другими.
На самом деле классическими BNPL–сервисами можно считать "Плати частями" (Сбербанк), "Долями" (Т–Банк), "Сплит" ("Яндекс"), "Подели" (Альфа–Банк), "Флекс" (МТС). Wildberries также ввёл возможность оплаты покупок частями (у сервиса нет отдельного названия).
Ключевое отличие BNPL от банковских рассрочек в том, что покупателю не нужно подписывать кредитный договор, оформление проходит быстро и без заполнения длинных анкет. Сервисы не запрашивают кредитную историю (и, соответственно, не передают в бюро кредитных историй сведения о наличии рассрочки или появлении по ней просроченных платежей). Также BNPL не запрашивает информацию о доходе покупателя. Вместо кредитного договора на сайтах сервисов опубликована публичная оферта, которая называется договором поручения.
Классический сервис BNPL представляет собой рассрочку на срок до 1,5 месяца и на сумму не более 10 тыс. рублей. Все платежи равные, отсутствуют переплаты и не начисляются проценты при соблюдении условий (своевременная оплата). Наиболее популярна схема, где 25% покупатель платит сразу, а остальную сумму равными платежами в течение 1,5 месяца с промежутками в 2 недели.
Как отмечают участники рынка, оплата частями — это удобство для покупателя, который может, но не хочет оплачивать всю сумму сразу. В случае с pos–кредитом (или кредитными BNPL) зачастую покупатель приобретает товар, не имея собственных средств.
О регулировании этого рынка ЦБ РФ заговорил ещё в 2022 году. Текст законопроекта появился же только сейчас. Как заявляют его авторы, сервисы BNPL не являются кредитными организациями, а выступают посредниками на рынке кредитования. Они не заключают с потребителем договор потребительского кредита, в результате их услуги не подпадают под регулирование ЦБ РФ.
"Законопроект устанавливает рамки. Ключевым отличием деятельности посредников от профессиональных кредиторов должна стать бесплатность услуг для потребителя, которая позволяет ввести облегчённое регулирование по сравнению с деятельностью профессиональных кредиторов, — говорится в пояснительной записке. — Законопроект устанавливает статус такого посредника (оператора сервиса рассрочки) как юридического лица, имеющего право осуществлять деятельность по предоставлению сервиса рассрочки".
Изменения достаточно жёсткие. ЦБ РФ как регулятор обеспокоен, что объёмы покупок с помощью BNPL создают новую платёжную нагрузку на клиента, которая не учитывается в общей закредитованности.
Так, посредник должен будет обладать капиталом не менее 5 млн рублей. Будет ограничен срок расчётов по договорам рассрочки до 6 месяцев с 1 декабря 2025 года и до 4 месяцев с декабря 2027–го. Максимальный штраф за просрочку оплаты по договору предлагается установить на уровне 20% от суммы просрочки. Кроме того, сумма рассрочки не сможет превышать 15 тыс. рублей. В противном случае вся информация должна быть передана в любое БКИ. Впрочем, поправки запрещают продавцу устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от типа оплаты — сразу, в рассрочку или с привлечением кредитных денег. Предполагается, что такой запрет не позволит устанавливать скрытые проценты за рассрочки от продавцов и операторов сервиса рассрочки.

Как регулирование повлияет на покупателей

Согласно данным исследования международной консалтинговой компании Juniper Research, рынок BNPL в мире растёт ежегодно. Общая стоимость транзакций в первом полугодии 2024 года достигла $334 млрд, в 2028 году ожидается рост до $687 млрд, а к 2030 году — до $4 трлн. По оценкам Frank RG, при умеренном регулировании со стороны ЦБ РФ к 2028 году ёмкость рынка в РФ могла бы достигнуть в России 3% общего объёма электронной коммерции (с текущих 1,8%). Но жёсткость законопроекта приведёт к сокращению его доли до 1,3%.
"По сравнению с международным опытом, где рынок вошёл в стадию зрелости и где доля BNPL от e–commerce может составлять до четверти покупок онлайн, российская достаточно низкая", — отмечают в Frank RG.
Сервис постепенно выходит за рамки продажи товаров. Так, весной текущего года сразу несколько страховых компаний заявили о возможности покупки страховых полисов "по частям".
"Если законопроект будет принят в текущей редакции, то и так небольшой рынок BNPL–сервисов может пострадать, — расказали в пресс–службе “Яндекса”. — Игроков на рынке рассрочек станет меньше, а у покупателей не останется альтернатив, кроме продуктов, предлагаемых микрофинансовыми организациями".
Участники рынка отмечают, что запрет на предоставление платной рассрочки, ограничения сроков предоставления и её максимальной суммы повлияют на количество товаров, которые пользователи могут оплатить по частям, и лишат их возможности планировать свой бюджет при помощи BNPL–сервисов. Это в свою очередь скажется на представителях малого и среднего бизнеса, для которых BNPL — один из инструментов повышения продаж и привлечения новой аудитории. Сократятся сегменты бытовой техники и электроники, образования, путешествий.
Ограничения могут затормозить развитие сервисов BNPL и уменьшить доступ населения к финансовым услугам. Фактически банковские услуги в системе BNPL предоставляют не банки, то есть значительная часть рынка кредитования уходит из сферы влияния кредитных организаций. Рост популярности BNPL означает, что кредитный рынок трансформируется от централизованной двухуровневой системы во главе с ЦБ РФ к децентрализованной системе.
Светлана Сазанова
доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ
Сегмент достиг такого уровня, что привлёк внимание регулятора. BNPL–сервисы завоевали своё место в таких сегментах, как одежда, медицина, красота. Развивается оплата частями за услуги страхования и путешествия. Почти все BNPL–сервисы дистрибутируются через партнёров. Есть договор с мерчантом, где прописаны формат взаимодействия, комиссионное вознаграждение и другие условия. BNPL широко представлен в электронной коммерции, а в офлайне рынок пока занят незначительно. При покупке бытовой техники и электроники преобладает классическая рассрочка от банков. Это связано с тем, что, приобретая, к примеру, джинсы, покупатель не готов тратить 20 минут на заполнение анкеты, предоставление паспорта и т. д.
Роман Варварин
руководитель кластера МТС Pay