Главная модная улица Петербурга переезжает с Невского проспекта на Петроградку

Автор фото: Лидия Верещагина / "ДП"
Рынок модной одежды в Петербурге переживает серьёзные изменения. Если раньше статус премиального fashion–коридора из года в год сохранялся за участком Невского проспекта от площади Восстания до Александро–Невской лавры (Старо–Невского проспекта), то с уходом международных люксовых брендов он постепенно утрачивает этот статус. Российские бренды, которые открывают достаточно много новых магазинов, обращают внимание на альтернативные локации. Впрочем, и Невский пустым не остаётся.

Память места

Марки из "тяжёлого люкса" долгое время сохраняли за собой локации на Старо–Невском проспекте. Но сейчас произошёл переход к премиальным российским ретейлерам разного профиля. Вакантность же в данной локации по итогам первого полугодия 2024 года составила 12,5%, что на 4,4 п. п. больше, чем в конце 2023 года.
Директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко отмечает, что Старо–Невский проспект утратил свою специализацию после ухода ряда иностранных ретейлеров (Dior, Louis Vuitton, Salvatore Ferragamo). Хотя со стороны российских ретейлеров наблюдается высокий интерес к этому торговому коридору.
"Это влечёт за собой новый виток развития для данной локации в сторону мультиформатного премиального сегмента. Уже состоялось открытие магазина одежды и аксессуаров Radical Chic на месте Breitling (Невский пр., 129Б), бренда нижнего белья Le Journal Intime на месте Rolex (Невский пр., 150), Дома фарфора и Anette на месте Dior и Bvlgari соответственно (Невский пр., 113/4)", — объясняет эксперт.
Лапченко добавляет, что в самых дорогостоящих локациях города состав арендаторов претерпел значительные изменения. За 6 месяцев текущего года уход иностранных ретейлеров со Старо–Невского проспекта поспособствовал снижению доли магазинов одежды, обуви и аксессуаров (с 35 до 32%). Площади формата "стрит–ретейл" заполнялись арендаторами других сегментов (например, товаров для дома). Также доля продуктовых магазинов в локации сократилась на 2,5 п. п. из–за многочисленных закрытий с начала года.
"Мы предполагаем, что на этой улице поменяется категория арендаторов. Там достаточно долго стоят помещения, в отличие от Большого проспекта Петроградской стороны, на который есть ажиотажный спрос. На каждое помещение претендуют по несколько компаний. Ретейлеры ждут здесь площади. Это касается и сетевых крупных fashion–ретейлеров, и небольших компаний", — считает директор по развитию KNRU Полина Фиофилова.

Модный остров

Действительно, Большой проспект П.С. привлекает всё больше fashion–операторов. Так, здесь анонсировано открытие премиального бренда IDOL, откроется магазин ювелирных украшений Viva La Vika. Анна Лапченко говорит, что по итогам первого полугодия 2024 года Большой проспект П.С. стал абсолютным лидером среди fashion–коридоров по доле площадей, арендованных магазинами одежды, обуви и аксессуаров (36%).
По данным Nikoliers, во II квартале 2024 года на Большом проспекте П.С. заработали магазины таких российских брендов, как Scandale Maniere, Estego, Latrika, Mart Store и Volchikhina&Beliaeva.
Основатель коммуникационного агентства TUNE production Анна Мякинина считает, что замена магазинов брендов люкс–сегмента на Старо–Невском проспекте может свидетельствовать о пересмотре концепции данной локации. Потеря статуса премиального fashion–коридора может быть связана с изменением целевой аудитории или стратегии развития улицы.
При этом эксперты добавляют, что на Большой Конюшенной улице состав арендаторов в течение полугода оставался довольно стабильным ввиду минимального свободного предложения и низкой ротации арендаторов. Наиболее значительное изменение в структуре наблюдалось в первом полугодии 2023 года, когда доля fashion–арендаторов увеличилась на 8 п. п. (с 15 до 23%).
В целом магазинов одежды, обуви и аксессуаров в Петербурге стало открываться больше. Заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова замечает, что в первом полугодии 2024 года fashion–сегмент сместил общественное питание с лидирующих позиций: из 52 новых открытий в формате стрит–ретейла 24 — магазины сегмента fashion. За аналогичный период 2023 года открытий было меньше — 49, и тогда лидирующую позицию занимали кафе и рестораны.
Всего в первом полугодии 2024 года на центральных торговых улицах Петербурга появилось семь новых брендов. Среди них как иностранные fashion–бренды Eleventy (Италия) и Ketroy (Турция), так и отечественные — In Trend, macrocosm, Suborbia и Le Journal Intime.
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов добавляет, что значительно выросла доля тех, кто либо впервые открывает собственный бизнес и арендует небольшое помещение, либо открывает вторую точку бизнеса в рамках его расширения. Системных арендаторов на рынке не так много, как год назад.
"Растёт количество запросов от малого бизнеса, их сейчас рекордное количество за последние несколько лет. По большей части это небольшие магазины женской одежды и нижнего белья, шоурумы, продуктовые мини–точки. Невский проспект уже не так популярен, как раньше, сейчас спрос смещается в сторону Большого проспекта Петроградской стороны, где цены доступнее, и эта локация начала активно развиваться", — уточняет эксперт.

Гости из регионов

Массового открытия магазинов зарубежных брендов из дружественных стран пока в Петербурге не случилось. Такие открытия носят единичный характер. Полина Фиофилова подчёркивает, что состав арендаторов сегмента fashion за последний год изменился в сторону российских сетевых брендов, а также небольших, вышедших на рынок в течение последнего года компаний. Пришло много региональных игроков, которые ранее работали преимущественно в онлайне либо в своих регионах. Сейчас у них появилась возможность открыть свои торговые точки в бутиковых коридорах Северной столицы. Приоритеты по локациям в этих случаях распределяются в русле общих тенденций.
"Большой проспект П.С. в первую очередь бутиковый fashion–коридор. Большая Конюшенная улица также, безусловно, остаётся интересна для компаний из этого сегмента, но она ограничена малым количеством свободных помещений. А Старо–Невский, к сожалению, теряет профиль fashion–коридора. Те открытия, которые там происходят, имеют другой формат", — резюмирует Полина Фиофилова.