Самая популярная соцсеть у бизнеса — "ВКонтакте". Её используют для продвижения товаров и услуг 38,5% предпринимателей.
На втором месте Telegram — 23,2%, на третьем Instagram* (принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — 20,4%. Также в топ–5 площадок для развития бизнеса вошли YouTube и "Одноклассники". Такие данные содержатся в опубликованном исследовании Минэкономразвития России и ассоциации "Мой бизнес — мои возможности".
По словам руководителя отдела SMM Demis Group Марии Французовой, нет одной универсальной соцсети, которая подходит для всех предпринимателей и ниш. "Когда мы точно понимаем, какая у бизнеса география, какой возраст потенциальных покупателей, больше мужчин или женщин, мы ориентируемся на более молодую или возрастную аудиторию, какие у неё поведенческие особенности и так далее — легче выбрать одну или несколько соцсетей для продвижения. Конечно же, есть более узкие социальные сети, есть более широкие в плане охвата по различным признакам. “ВКонтакте” действительно охватывает достаточно большую аудиторию. К узким соцсетям можно отнести TenChat. Площадка подойдёт для продвижения b2b–сегмента и инфобизнеса", — объясняет эксперт.
Мария Французова рекомендует бизнесу присутствовать на нескольких площадках. Чтобы сократить затраты на создание контента и его продвижение, можно выбрать основную соцсеть и дублировать материалы, трансформируя их под другие форматы. Например, "ВКонтакте" предлагает большой выбор форматов взаимодействия — от лонгридов до коротких вертикальных видео. Клипы можно параллельно публиковать на YouTube Shorts, а лонгриды дублировать на "Дзене". Так затраты на генерацию контента не увеличатся, а охваты будут в разы больше.
В исследовании также отмечается, что платные инструменты продвижения используют 69% предпринимателей. Из них 35% тратят на продвижение до 5 тыс. рублей в месяц, каждый третий — от 5 тыс. до 30 тыс. рублей, 12% — более 100 тыс. Чаще всего среди платных инструментов продвижения используют таргетированную рекламу во "ВКонтакте" и Telegram, интеграции с блогерами, массовые посевы, а также конкурсы и спецпроекты.
Директор по развитию бизнеса Kokoc Like (Kokoc Group) Сабина Исаева рекомендует начинать тратить на таргетированную рекламу не менее 50 тыс. рублей на одну цель в месяц. Так получится собрать нужную аналитику для масштабирования и протестировать разные гипотезы. Оптимально — рассчитывать на бюджеты от 100 тыс. в месяц, но всё будет зависеть от целей бренда.
"В Telegram я бы рекомендовала закладывать больший бюджет — от 100 тыс. до 150 тыс. в месяц, так как стоимость ключевых действий здесь обычно выше, чем во “ВКонтакте”. На посевы и работу с блогерами следует тратить не менее 100–200 тыс. рублей за кампанию, в идеале — от 300 тыс., поскольку этот инструмент эффективен за счёт массовости. Одна интеграция редко обеспечит достаточный уровень узнаваемости бренда", — комментирует собеседница "ДП".
Интересно, что только 82% предпринимателей ведут аккаунты в соцсетях и мессенджерах самостоятельно. У 12% опрошенных этим занимается специалист, у 4% — подрядчик. И лишь 2% не ведут соцсети, но планируют начать.
Мария Французова отмечает, что многие предприниматели не могут на первичном этапе делегировать обязанности. Вторая проблема — нехватка бюджета и попытка сэкономить. "Третья причина — проблема рынка с точки зрения качества. Специалисты без достаточного опыта предлагают свои услуги, которые не закрывают задачи бизнеса. И собственник решает самостоятельно заниматься всеми задачами, полностью разочаровавшись в сотрудничестве", — резюмирует Мария Французова.