Инкубатор для инноваций: что россияне знают о технопарках

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Технопарк "Ленполиграфмаш"
Около 60% россиян понимают, что такое технопарки, или по крайней мере что–то о них слышали. Такие результаты получили социологи ВЦИОМ в ходе очередного опроса. Честно говоря, это слегка удивляет, учитывая, что опрашивали не предпринимателей, а обычных граждан.
Интересно при этом, что 77% тех, кто про технопарки что–то знает, уверены: эти структуры приносят пользу региону, в котором размещены. Но вот сами работать в технопарке хотели бы только 47%. Вполне вероятно, что для многих респондентов технопарк — это некая абстракция, о которой они действительно что–то слышали, но внятно объяснить, что это такое, как работает и для чего нужно, не смогли бы при всём желании.
История технопарков в России началась в 2006 году и, как многое в нашей стране, развивалась главным образом благодаря инициативе сверху. Подписывались правительственные постановления, принимались федеральные программы, инвестировались бюджетные деньги. Само по себе это неплохо — те же академгородки в Советском Союзе вполне успешно работали на этих принципах. С той лишь разницей, что от них не требовалось генерировать деньги. Перед технопарками же ставилась довольно амбициозная задача — за первые 5 лет довести стоимость общего объёма выпускаемой продукции (качественной и инновационной) до 100 млрд рублей. Но реально к 2011 году эти планы удалось реализовать примерно на треть. Слишком сложно монтировались две реальности — чиновничьих отчётов и предпринимательской инициативы.
Определённую пользу для развития бизнеса технопарки, безусловно, принесли и продолжают приносить. Но вот создать на их основе что–то хотя бы отдалённо напоминающее ту же Кремниевую долину так и не удалось. По крайней мере пока.