Представители молочной отрасли — а вслед за ними и другие крупные производители продуктов питания, — уведомили торговые сети о повышении закупочных цен уже в августе—сентябре.
“Деловой Петербург” спросил у экспертов, как происходящее отразится на потребителях и к каким методам для борьбы с инфляцией прибегнут государство и бизнес.
Почему производители поднимают цены
Говоря о необходимости поднять закупочные цен для ретейлеров, крупные производители молочной, кондитерской, хлебной и пивной продукции указали на существенный рост издержек. Заметнее всего (особенно для участников ВЭД) выросли затраты на логистику: производители теряют деньги из-за дефицита транспортных средств и водителей, простоев на таможне, паузе в работе морских контейнерных линий и других трудностей, связанных с закупкой сырья и комплектующих за границей. Опасаясь вторичных санкций и утрат текущих позиций на более крупных рынках, иностранные контрагенты отказываются от сотрудничества с РФ, а с ростом числа поставщиков и стран, задействованных в параллельном импорте, неизбежно увеличивается и стоимость доставки товара.
Влияет на рост цен и сложность расчётов. Зарубежные банки практически не работают через российскую систему передачи финансовых сообщений (СПФС) и замедляют проведение транзакций, в которых замешаны "токсичные" юани. Также производители связывают удорожание продукции с ростом цен на сырьё и упаковку, дефицитом запчастей для обслуживания производственных линий, серьёзными ограничительными мерами и удорожанием кредитов из-за сохранения высокой ключевой ставки.
Принимая во внимание ещё и долгое отсутствие индексации в некоторых отраслях, опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты считают желание производителей поднять цены обоснованным и естественным. Не вызывает вопросов и единовременность таких обращений: крупные игроки постоянно обмениваются информацией и регулярно повышают цены и в нормальных условиях, а когда экономика перегрета, причин для этого (как и поводов для обсуждения) становится больше. По оценкам участников рынка, в ближайшее время отпускные цены на отдельные категории товаров могут вырасти от 5 до 40%. При этом под давлением высоких инфляционных ожиданий и растущей денежной массы, примеру крупных производителей продуктов последуют сначала средние и малые предприятия, а затем и представители других отраслей.
“
"Цены повышаются, потому что есть готовность эти цены уплачивать, а рост зарплат, обусловленный дефицитом кадров, провоцирует в какой-то степени и рост цен, — объясняет кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы "Экономика" Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко. — Именно по этой причине Центробанк РФ пытается задавить этот процесс через высокую процентную ставку. Чтобы дополнительная ликвидность, которая появляется на руках перетекала не в потребительский сегмент, а в инвестиционный".
Что будет с ценами и ассортиментом
Согласно прогнозам экономиста, юриста-международника и председателя совета директоров ООО "Компания по реализации транспортных проектов "Трансинвест" Дмитрия Семёнова, в среднем закупочные цены для ретейлеров вырастут на 15–20%, а при увеличении стоимости продукции от 20% до 30% им с производителями уже придётся договариваться о заключении долгосрочных договоров, увеличении сбыта и удержании цен.
“
"Меньшего увеличения цен ждать не стоит ни у одного производителя. Для потребителей цены вырастут на 5–10% в розничной продаже. В ближайшее время стоит ожидать повышение цен у всего аграрного сектора (сильнее всего подорожают мясо, молоко и яйца), а так же производителей фармацевтических препаратов", — полагает эксперт.
Также экономист отмечает, что хотя на магазинных полках временно сократится количество импортных товаров, резкого роста цен, как и сокращения ассортимента, в рознице пока что не ожидается.
В свою очередь генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков обращает внимание, что сокращение ассортимента наблюдается уже сейчас. Так, если раньше на маркетплейсах был широкий и доступный для потребителей набор брендов в категориях "Бытовая техника и электроника", то теперь им приходится выбирать между сильно подорожавшими товарными остатками от известных фирм и большим количеством ноунейм-продукции не самого высокого качества, которую российские закупщики приобретают по первой цене в основном у китайских производителей.
“
"Конечно, это выглядит весьма ущербно и становится менее интересно и привлекательно для потребителей. Но, объективно мы живём в реальности, когда ассортимент (в т.ч. брендовой продукции) сужается, сети всё больше переходят на производство СТМ и не скрывают свои амбициозные планы по наращиванию их доли в ассортименте. Это всё также будет вести к деградированию ассортиментного предложения, и всё больше и больше мы будем видеть товары, которые просто удовлетворяют потребности, а не развивают, не стимулируют и не мотивируют на совершение каких-то интересных покупок и, соответственно, более интересной жизни", — считает Иван Федяков.
Что будут делать ретейлеры
Впрочем, есть и обратная тенденция — снижение цен под давлением регулятора. После сообщений, что электроника в России может подорожать на 5−8% (в июле речь шла о 15–20%), "М.Видео-Эльдорадо", “Ситилинк” и ДНС согласились с предложением ФАС придержать цены на ряд моделей до конца сентября и допустили, что фиксация может быть продлена. Предполагается, что данный шаг окажет положительное влияние на рынок, поможет предотвратить рост стоимости на технику с электроникой и повысит их доступность во время сезонного покупательского всплеска, который всегда наблюдается перед началом учебного года и новогодними праздниками.
Генеральный директор консалтинговой компании "Лаборатория трендов" Елена Пономарева согласна, что данное ограничение в целом могло бы позитивно повлиять на рынок при сохранении прошлых и появлении новых санкций, сокращении перечня брендов, в отношении которых будет действовать параллельный импорт, ожиданиях утилизационного сбора на бытовую технику и электронику. Однако, с учётом роста стоимости кредитных денег, со временем ретейлеры неизбежно начнут поднимать цены, чтобы не уходить в минус, поэтому их сдерживание на 1–2 месяца окажется лишь небольшой точечной мерой, которая глобально не изменит обстановку на рынке. Особенно если учитывать, что те же продуктовые сети смогут закупить впрок и по старым ценам далеко не все категории товаров.
“
"Преподносить повышение цен покупателям ретейлеры будут напрямую, ссылаясь на происходящую внешнюю ситуацию. Большинство потребителей этому крайне не рады, но понимают, что всё происходит по объективным причинам: выросла ставка ЦБ, параллельно с этим сохраняется достаточно высокая зависимость пищевой промышленности от зарубежных ингредиентов. Как правило, рост цен на рынке продуктов питания наблюдается после Нового года, но сейчас под влиянием многочисленных факторов, повышение цен неизбежно", — говорит Пономарева.
Между тем Дмитрий Десятниченко указывает, что после повышения закупочных цен ретейлеры начнут более активно работать с поставщиками, развивать СТМ и эконом-сегмент, а также заказывать товары в регионах, где схожая продукция может обойтись дешевле. Кроме того, в погоне за сокращением издержек и поддержанием рентабельности, они будут не только повышать наценку на стандартные продукты до максимально возможных значений, но и расширять линейку премиальных товаров, выравнивая таким образом среднюю маржинальность за счёт покупателей, которые готовы платить больше. В частности — за уже фасованные, вымытые, почищенные и сваренные овощи.
Как будут сдерживать цены
Принимая во внимание угрозу рецессии и стагфляции, в Центробанке не исключают дальнейшее увеличение ключевой ставки, а значит сдерживание инфляции и спроса будет происходить параллельно с ростом издержек у производителей, из-за которого в том числе возникла необходимость поднять отпускные цены.
“
"Я бы сравнил это с побочным эффектом сильнодействующего лекарства: ЦБ повышает ставку, поскольку рассчитывает, что последующее замедление спроса в розничном сегменте должно оказаться более выраженным и дать больший положительный эффект для экономики в части сдерживания этой инфляционной волны, чем рост издержек", — объясняет логику регулятора Дмитрий Десятниченко.
Одним из способов снизить затраты производителей, (а, следовательно, и конечные цены на товары), экономист называет повышение роли автоматики и усложнение производственных процессов. Это позволит увеличить объёмы производства, не повышая спрос на труд, а ещё сократить совокупную денежную массу, поступающую на рынок из-за повышения заработных плат. Другой вариант — избавиться от части издержек за счёт перехода на криптовалюты или бартерные схемы при международных расчётах. Однако, несмотря на наличие технических возможностей, эксперты называют такой сценарий маловероятным. По крайней мере — в ближайшие несколько лет.
“
"В целом нет никаких проблем в запуске взаиморасчётов в криптовалютах, но, в этом случае центральные банки потеряют себя как эмиссионные центры, а ни один здравомыслящий ЦБ не хочет утратить эту функцию. Второй момент — если мы переходим на взаимоотношения в криптовалютах, то, по большому счёту, вообще теряется вопрос в целесообразности банков, которые сегодня зарабатывают очень неплохую прибыль на комиссиях с платежей и переводов. И, конечно, эту часть бизнеса тоже никто терять не хочет", — рассуждает глава INFOLine и добавляет, что рано или поздно переход на блокчейн и взаиморасчёты в криптовалюте всё-таки состоится.
Также эксперты указывают, что цены на продовольствие и товары первой необходимости не вырастут слишком сильно из-за пристального внимания государства, а вот в отраслях, где индексация не вызовет жёсткого сопротивления со стороны надзорных органов, вероятность увидеть более высокие цены у потребителей возрастает.
"Несмотря на позитивное намерение, вмешательство ФАС может привести к ухудшению рыночных позиций небольших игроков. С учётом предыдущей практики и всего происходящего на разных российских рынках, важно не принимать единое решение, а рассматривать отрасли по отдельности. Последние несколько лет показали, что государство "слушает" и "слышит" игроков рынка. Поэтому [дальнейшие] решения будут приниматься в отраслевом разрезе и с учётом мнений крупнейших ретейлеров и производителей", — резюмирует Елена Пономарева.