Очередное обновление реестра иностранных агентов Минюста в минувшую пятницу, 16 августа, стало особенно резонансным. Одновременно с рядом новостных telegram–каналов в перечень был включён Андрей Павлов* — предприниматель, владелец сети магазинов Zenden. Его появление в компании "лиц, находящихся под иностранным влиянием" оказалось столь неожиданным, что не все сразу поняли, что в списке значится не однофамилец, а тот самый бизнесмен, уроженец Новгородской области, основавший почти 30 лет назад один из крупнейших обувных холдингов страны.
По заявлению Минюста, бизнесмен попал в перечень иноагентов, так как "принимал участие в распространении для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике", то есть ровно по тем же причинам, что и каналы BRIEF* и "Незыгарь"*.
Сам предприниматель в соцсетях отметил, что "попал в компанию демонов", которых "мочил ещё в мирном 2018 году", а происходящее назвал давлением на него: он напомнил о своей продолжающейся борьбе с налоговой инспекцией, против проверок которой в прошлом году даже выходил на одиночный пикет перед зданием правительства, а также об истории с подростковым военно–патриотическим лагерем в новгородской глубинке, который вынужден был закрыть, не найдя взаимопонимания с "царьками на местах".
Все эти события бизнесмен подробно описал в своей книге–автобиографии, в презентации которой в прошлом году участвовали и мэр Великого Новгорода Александр Розбаум, и региональные министры. И вот на тебе — иноагент, кто бы мог подумать.
Павлов* уже заявил, что будет судиться и оспаривать свой новый статус. К слову, из перечня иноагентов уже исключены порядка 200 граждан и юрлиц. Как пояснял глава ведомства Константин Чуйченко, это происходит по различным основаниям, в том числе после разрыва связей с "западными выгодоприобретателями".
С основаниями для включения в реестр пока всё туманнее, с последствиями для бизнеса — ещё сложнее. До сих пор самым громким прецедентом было присвоение статуса иноагента банкиру Олегу Тинькову*. Вот и Павлов* пока воздерживается от комментариев, что будет теперь с его магазинами.
*Признан иностранным агентом.