Ценности советской архитектуры: как оживить облик Петербурга

Автор фото: Сергей Ермохин

Что стоит спасать из архитектурного наследия Ленинграда, а что не стоит? Всё чаще этим вопросом задаются эксперты.

Как справедливо рассудили в СССР, любая серийность ускоряет процесс строительства и делает его дешевле, достаточно лишь взять проект и привязать его к местности. Так по всей стране стали появляться типовые здания хрущёвок, брежневок, кораблей, свечек и пр.
Причём касалось это не только жилья, но и торговых, спортивных, административных центров, школ, детских садов, зданий НИИ. Дешевле, проще, стандартнее. Экономика должна быть экономной.

От модерна до стандарта

В XX веке архитектура Ленинграда переживала различные периоды. В начале столетия преобладал модерн. В 1910 году его сменила неоклассика, которая оставалась популярной до середины 1920-х годов. Затем пришёл черёд авангарда. Именно в этот период появляются лучшие образцы построенных в советскую эпоху зданий:
  • Дом культуры имени Горького — первый дом культуры, построенный в стиле конструктивизма. Здание отличается прямыми линиями, массивным остеклением и отсутствием декоративных элементов.
  • Дом технической учёбы — ещё одно здание в стиле конструктивизма, построенное по проекту тех же архитекторов: А. Гегелло и Д. Кричевского.
  • "Красное знамя" — уникальный пример экспрессионизма, построенный по проекту Э. Мендельсона. Здание должно было напоминать "корабль, который тянет за собой производство".
  • Дом-коммуна инженеров и писателей — здание, которое должно было стать воплощением новых задач социалистического общества. Планировка предполагала создание нового быта в доме-коммуне.
Спустя 10 лет на смену старому приходит сталинский ампир — возвращение к классическим формам. Его лучшие образцы тоже до сих пор приковывают к себе взгляды петербуржцев.
  • Дом Советов — величественное здание, начатое в 1936 году под руководством архитектора Н. Троцкого. Оно должно было стать центром нового административного квартала, но задумку прервала Великая Отечественная война.
  • Ансамбль Светлановской площади — комплекс, спроектированный архитекторами Беловым, Савкевичем и Шретером. Эти здания отличаются монолитными блоками, прямолинейными массивными эркерами и огромными окнами.
  • Дом со шпилем, или "Генеральский дом", который выделяется своим шпилем со звездой и венком, ставшим новой городской достопримечательностью.
В середине пятидесятых годов излишняя декоративность и монументальность этого стиля были признаны чрезмерными, что привело к периоду неопределённости. Вместе с отказом от избыточных элементов было утрачено и само понимание архитектуры как искусства.
В итоге к зданиям этого периода относят уже не конкретные примеры, а серии — 1–507, ГИ, 1–527, 1–528, ОД и так далее. Серийными становятся не только жилые дома, а даже институты и социальные учреждения (ВНИИБ на Мужества, школа на Хрустальной улице и т.д.). Обезличенность и отсутствие привязки к месту позволяют размещать их не только в Ленинграде, но и в любом уголке СССР — от Новосибирска до Биробиджана.
Лишь к 1970-м годам в Северную столицу возвращаются в той или иной степени индивидуалистские здания: Морской вокзал, дома на курьих ножках на набережной Смоленки, Спортивно-концертный комплекс на Гагарина, здание аэровокзала Пулково. Гостиницы "Прибалтийская" и "Пулковская".

Так что же ценно и почему?

Ключевой вопрос любой градозащиты: что именно мы защищаем и почему. И самый простой ответ — всё… Иначе циничные бизнесмены "разрушат" город новой современной архитектурой. Если почитать популярные в градозащитной среде telegram-каналы, то можно прийти к такому выводу.
Но законсервировать город нельзя, он должен развиваться. Город — это организм. Если в нём есть заброшенные, неиспользуемые здания, вся среда вокруг них начинает "гнить". Классический пример для Петербурга — "Красный треугольник". Вовремя его не привели в порядок — и всё: мы видим депрессивную территорию, падающие кирпичи, пожары и порчу чужого имущества.
Автор: Сергей Ермохин
В истории Петербурга начала XX века есть замечательный пример грамотной реновации. Все мы восхищаемся Домом Зингера, прекрасными примерами архитектуры северного модерна и ар-деко Петроградской стороны. Но ведь на месте зданий, построенных в начале прошлого века, были более старые строения. Что было бы, существуй в начале XX века интернет и градозащитники? Здания Зингера мы бы точно не увидели.
"Непонятно здесь, почему кучка вечно недовольных граждан должна решать судьбу города. Почему для них это важно — понятно. В психологии это называется эффект причастности. Как бы "защищая город", они ставят себя в один ряд с его создателями — Петром Первым, Екатериной Второй, Росси, Растрелли и так далее. Они начинают ассоциировать себя с Великим городом, с его историей. Но это, простите, уже болезнь какая–то", — считает совладелец ГК "ПРАЙД" Алексей Шевченко.
По его мнению, если хочешь сохранять город, надо не бегать оголтело по стройке, подвергая опасности себя и строителей. А реально сохранять — причём только то, что действительно достойно сохранения. "Сейчас же мы видим ситуацию наоборот. Градозащитники не сохраняют город, они его разрушают. Лучший пример — Конюшенное ведомство. "Ура, мы отстояли". И что? Сейчас прекраснейший памятник разрушается, сползает в Мойку. И где градозащитники? Они бегают по другим объектам", — говорит Алексей Шевченко.

История одного противостояния

Но если с Конюшенным ведомством история понятна: здание — признанный памятник эпохи, то конфликты по некоторым средовым и типовым зданиям периода 1950-1960-х годов — загадка для экспертов. Ведь критериев оценки историко-культурной ценности для "выявления лучших образцов советской архитектуры периода 1950-1980-х годов" нет по сей день.
К примеру, так и непонятно, по каким критериям градозащитники останавливали демонтаж Ленинградского дворца молодёжи на улице Профессора Попова, возведённого в 1969-1977 годах. С архитектурной точки зрения многие считали строение уродливым представителем модернизма. Так высказывался и руководитель Архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн. По его словам, дворец даже для своего времени был "ни о чём".
архив "ДП"
Автор: Антон Ваганов
Есть ещё более интересный случай с построенным в 1955-1958 годах зданием Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ) на 2-м Муринском проспекте. Оно было приватизировано и долгие годы использовалось как бизнес-центр класса С. И как любое строение послевоенных лет потихоньку разрушалось без капитального ремонта.
ВНИИБ был неинтересен никому, пока здание не приобрёл инвестор. И сразу началась борьба ради борьбы.
Первые новости об активности градозащитников стали появляться в октябре 2020 года. С тех пор вокруг здания прошло множество судебных разбирательств. Дважды градозащитники пытались заставить КГИОП пересмотреть своё решение о непризнании культурной ценности ВНИИБа. Но оба раза КГИОП не находил никаких объективных оснований для пересмотра позиции — здание является типовым и архитектурной ценности не представляет.
16 августа 2021 года суд отменил распоряжение, по которому было отказано признавать ВНИИБ ценным. По данным "Фонтанки", КГИОП к тому моменту рассматривал вопрос о статусе здания дважды — в 2019-м и в 2021-м. Оба раза КГИОП отказывался признавать здание памятником. Но активисты через суд вынудили КГИОП вернуться к рассмотрению этого вопроса снова.
Как будут развиваться события дальше, непонятно. Но вряд ли КГИОП неожиданно найдёт ценность там, где её не было и нет. По-видимому, цель активистов — окончательно отпугнуть инвесторов от инвестиций в город. А судьба района их на самом деле почти не волнует. Яркий пример тому — история со зданием медсанчасти на улице Одоевского на Васильевском острове. Активисты были за его сохранение, но теперь здание стоит заброшенным и разрушается. Хотя пикетов по этому поводу нет. Заброшка устраивает жителей гораздо больше, чем жилой дом. Однако в случае с ВНИИБом хочется верить в победу здравого смысла, что приведёт к притоку инвестиций и оживлению целого района.