Власти Эстонии дали школьным учителям отсрочку для выполнения требования по владению эстонским языком.
Без отсрочки в стране перед началом учебного года пришлось бы уволить 600 педагогов, сообщила порталу Delfi министр образования и науки Кристина Каллас.
Это учителя, которые преподают на русском языке, и заменить их было бы "гораздо сложнее, чем учителей, преподающих на эстонском", признала министр.
Она отметила, что этих 600 учителей, которые не владеют эстонским языком на уровне B2, пришлось бы уволить 1 августа.
При этом Каллас заявила, что эта отсрочка — последняя, и больше дополнительного времени для выполнения языковых требований эстонские власти педагогам предоставлять не будут.
Глава языкового департамента Ильмар Томуск сообщил, что в Эстонии "за 35 лет не смогли добиться, чтобы учителя владели эстонским языком", поэтому теперь, "когда этим действительно стали заниматься, один год ничего не значит, если мы достигнем цели".
Вице-мэр Таллина Алексей Яшин заявил в эфире телеканала ETV+, что за неделю до начала учебного года в столице Эстонии не хватало 172 специалистов в сфере образования, в том числе более 70 учителей. По его словам, нехватка учителей-предметников в школах Таллина не связана с переходом на эстонский язык обучения, а существует давно. При этом ранее власти Таллина из-за языковых требований расторгли договоры со 124 учителями.
С 2024/25 учебного года в Эстонии начинают постепенный переход системы образования на эстонский язык. Сначала на эстонский переведут детские сады и начальные классы школ, полный переход школ на эстонский намечен на 2030-2031 годы. Педагоги, которые преподают на русском языке, должны владеть государственным языком на уровне B2, а те, кто преподаёт на эстонском, — на уровне C1. В июне этого года только 22,7% учителей сдали экзамен на уровне B2 и 18% — на уровне C1.
В Эстонии насчитывается около 25% русскоязычных жителей, а в русских школах республики обучаются более 20% всех школьников.
В начале года власти Эстонии заявили, что прекращают финансирование образования на русском языке. Государственный суд Эстонии признал законным отказ от предоставления базового образования на любом языке, кроме эстонского.