Партнёр совладельца одного из крупнейших в России частных морских конструкторских бюро — петербургского ПКБ "Петробалт" — учредил судостроительную компанию.
Основной план владельцев зарегистрированного в середине июля в Петербурге ООО "Судовые комплексные решения" — контракты на достройку краболовов, стоимость которых может превысить 1 млрд рублей.
Курс на Находку
О планах новой компании рассказал владелец 23% её долей Константин Ильин. По его словам, "Судовые комплексные решения" будут заниматься изоляцией корпусов и инженерных систем судов, а также их достройкой на верфях России — облицовкой внутренних помещений панелями, установкой мебели, санитарных кабин из материалов заказчиков. Компания создана под живой заказ, который уже сейчас исполняется на верфи в Иркутске.
"Рынок по данному направлению на Северо–Западе не слишком насыщен. С учётом президентской программы строительства флота таких услуг не хватает. На текущий момент у нас нет производственной площадки, мы работаем из давальческого материала заказчика. Контракт на изоляцию одного парохода — около 4 млн рублей, контракт на достройку (панели, мебель, санитарные кабины) — порядка 8–10 млн. Ну и всегда есть нюансы при оборудовании энергосистемы — что–то сломали, что–то забыли, надо переделать. Пока пароход не ушёл на ходовые испытания, работа есть. Контракт на одном пароходе в результате может быть на 15 млн, а может быть и на 40. Если брать контракт на полный комплекс монтажных работ на одно судно — это 50–60 млн рублей", — говорит Константин Ильин.
По его словам, в планах "Судовых комплексных решений" получить контракты у Находкинского судоремонтного завода, который строит сейчас 22 краболова проектов CCa5712LS и CCLC600. На первом из строящихся краболовов проекта CCa5712LS "Капитан Хазан" государственный флаг поднят в конце апреля. Суда проекта CCLC600 разработаны петербургским ООО "ПКБ “Петробалт”", владелец 25% долей которого Олег Пшеничный выступает старшим партнёром совладельца "Судовых комплексных решений" Вячеслава Доценко в компании "Нанотект", которая производит судовые установки для очистки нефтесодержащих и балластных вод, а также установки промышленной химии для газодобычи.
Контракты на изоляцию и достройку краболовов с Находкинским судоремонтным заводом могут стоить около 1 млрд рублей из расчёта работы в течение 5 лет (примерно по четыре судна в год). По словам Константина Ильина, на полный комплекс монтажных работ на одно такое судно потребуется 8 месяцев и около 30 человек. Но пока у "Судовых комплексных решений" контракта с Находкинским судоремонтным заводом нет.
Дольщик с Камчатки
Основной пакет "Судовых комплексных решений" (51%) и кресло генерального директора — у бизнесмена из Камчатского края Игоря Дробицкого. Ему принадлежали две компании, занимавшиеся ремонтом и техобслуживанием судов в Петропавловске–Камчатском, которые сейчас не существуют. "Судовые комплексные решения" — первая компания, созданная Игорем Дробицким за пределами Камчатского края. Разговаривать о ней публично бизнесмен не захотел.
13% долей "Судовых комплексных решений" принадлежат Вячеславу Доценко, который возглавляет ООО "Нанотект" и владеет в нем 30%. Основной собственник "Нанотекта" (50%) — Олег Пшеничный. Ему принадлежат 25% проектно–конструкторского бюро "Петробалт" — одной из крупнейших в стране частных инжиниринговых компаний в сфере судостроения. Среди проектов "Петробалта" — самый мощный в России неатомный ледокол "Виктор Черномырдин", разработка документации для патрульных кораблей береговой охраны, которые строит судостроительная фирма "Алмаз", для дизель–электрического ледокола, строящегося на Выборгском судостроительном заводе, для двух научно–исследовательских судов — "Профессор Анатолий Елизаров" и "Профессор Петр Моисеев", заложенных на Невском судостроительно–судоремонтном заводе.
Выручка "Нанотекта" за 2023 год составила 35,6 млн рублей, самая крупная выручка — 63,4 млн — приходится на 2020 год. Это несопоставимо с финансовыми показателями "Петробалта", чья выручка в 2020 году составила 286 млн (более свежая информация в СПАРК не опубликована).
"Нанотект" входит в контролируемую Олегом Пшеничным группу компаний "МСС", которая занимается поставками судового оборудования, включая системы пожаротушения, и логистикой.
Монтаж или монтаж плюс производство
Генеральный директор ООО "Дизельзипсервис" (крупный поставщик судовых силовых установок) Марина Карасёва считает, что спрос на такую компанию, как "Судовые комплексные решения", сегодня однозначно будет.
"Планы по строительству судов велики. В частности, Объединённая судостроительная корпорация, на мой взгляд, не в силах организовать эти работы самостоятельно. И хотя планы по локализации всех работ внутри корпорации, безусловно, амбициозные, думаю, нерыночные методы регулирования и управления не приведут к результату. Здесь должно быть на выбор: либо быстрые управленческие решения, рыночные взаимоотношения и предпринимательство, либо методология управления советской экономикой. Но она не может существовать по соседству с рыночной. Пример такого соседства мы видели в конце 1980–х. Результат налицо — судостроение развалилось почти полностью", — говорит руководитель "Дизельзипсервиса".
Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Лев Засыпко, напротив, полагает, что создавать компанию только для выполнения монтажных работ из материалов заказчика — не очень хорошая идея.
"Большинству заказчиков интересен комплекс поставок и работ, так сказать, агрегатор. Иначе могут быть проблемы с количеством и качеством материалов заказчика, особенности в монтаже, просчёты по трудоёмкости и не до конца освоенная технология выполнения работ. Также необходимо учитывать, что не должно быть перерывов в работах, производственные специалисты не будут ждать и уйдут к конкуренту, у которого сейчас есть активные заказы. Для всего этого полезно иметь собственное производство, чтобы не зависеть от поставщиков. К тому же собственное производство — сама по себе хорошая возможность загрузки предприятия", — полагает руководитель МКС.
Досье:
ООО "Судовые комплексные решения" зарегистрировано 10 июля 2024 года в Петербурге. Основной вид деятельности компании — строительство кораблей, судов и плавучих конструкций. Владельцы: Игорь Дробицкий (51%), Константин Ильин (23%), Вячеслав Доценко и Андрей Петухов (по 13%). Двое последних выступают бизнес–партнёрами совладельца ПКБ "Петробалт" Олега Пшеничного в ООО "Нанотект" — им принадлежат 30 и 10% долей "Нанотекта" соответственно.